«Сплин» – темнота в конце тоннеля

лидер группы "Сплин" Александр Васильев

Что такое «сплин», мы помним еще по Пушкину. Помнится, этой болезнью болел Онегин, а сам его автор назвал ее просто хандрою. Это состояние абсолютно точно описал французский поэт-символист Поль Верлен: «Хандра ниоткуда, но та и хандра, когда ни от худа и не от добра». В случае с рок-групой с аналогичным названием все обстоит немного по-другому. Но обо всем по порядку. Большиснтву слушателей группа известна по самым хитовым песням: «Орбит без сахара», «Выхода нет», «Давай, Лама». Как это часто бывает в роке, самое главное в творчестве группы остается малоизвестным. Сплин – это пессимистическая безысходность — «Черный свет солнца», «Бог устал нас любить» (чего не ляпнешь ради красивой фразы?) — это тоннель, в конце которого — темнота. Прославилась группа после выхода второго своего альбома — «Коллекционер оружия». Тогда о ней заговорили в Питере, а чуть позже и во всей стране. Название объясняется тем, что почти в каждой песне присутствует какое-то оружие. «Я живу в ожидании чуда, как маузер в кобуре», «Я бы вышел на балкон и разрядил бы пистолет», «Когда кончится музыка, Возьми пистолет и жди крика совы», «Я расскажу тебе, как пчелы строят соты, Я научу тебя стрелять из пулемета»,  «Что будешь делать ты, когда в твоей груди застучит часовая бомба?» Пессимистическое восприятие мира переходит у Васильева к мысли о бессмысленности этого мира, а иногда и к злобе и ненависти. Это стремление к коллекционированию оружия частично переходит и в следующий альбом: «Я знаю, я останусь цел и невредим, Когда взорву все города и выкурю все зелье», «Я люблю тебя, и я хочу, я хочу, Я хочу тебя убить». Все это можно было бы оправдать старинным: «художник не всегда говорит от себя, он пишет из чьего-то образа». Но все дело в том, что эти образы у Васильева слишком похожи друг на друга.

И в то же время в Сплине есть не только сумблимация собственных разрушительных эмоций, но и действительно стоящие строчки. «Вполголоса радости нет — так ори, моя глотка! Рви тишину, как струну, своим воплем истошным, Бей в барабаны, стреляй из зенитных орудий, Только смотри, не забудь — за стеной спит ребенок». Одна из самых известных песен «Давай, лама» на самом деле не только «прикол». Только одна фраза поднимает песню выше уровня «англо-русского словаря Сплина». Фраза эта: «Кто ненавидит войну — тот в плену». Другими словами, зло не побеждается злом, и ненавидеть его — значит стать на тупиковый путь, из которого действительно выхода нет.

Кроме оружия, Васильев любит наркотики. В одной из песен он сам в этом откровенно признается: «Кто я такой — наркоман, алкоголик, бродяга». В его песнях часто встречается «трава » и намеки на марихуану: «с очень странной папиросой», «он курит крепкий самосад». Две песни откровенно наркоманские — это описание чувств курильщика травы в песне «Мария и Хуана» и бессмысленный набор фраз песни «Люся сидит дома». Сокращенно получается ЛСД — сильно действующий наркотик.

Самая страшная для христианина песня — это даже не «Бог устал нас любить». В конце концов, человек, который хоть немного понимает христианство, поймет и то, что такая песня — недопустимая хула, даже при оправданиях «не надо буквально понимать» или «это видение художника». Самая страшная песня другая: «Выхода нет». Это тупиковый экзистенциализм старых богохульников Камю и Сартра. Это то, что неприемлемо для человека, который верит в Бога, а не признает Его существование или считает христианство только философско-этическим учением. Я не обвиняю Васильева, я предупреждаю тех людей, которые сочетают веру в Христа с увлечением такими текстами.

Но почему для Васильева выхода нет? Ответ мы находим в другой песне: «Нам сказали то, что мы одни на этой земле, И мы смотрим в небеса, Но небо нас не слышит, небо нам не внемлет» («Иди через лес»). Судя по всему, поиски Бога закончились для Сплина смотрением на небо. Заметный прогресс в атеистической мысли. Сто лет назад богоборец Иван Карамазов допускал существование Бога, но «не принимал Его мира». Он еще пытался найти ответ, теперь же современные богоборцы даже не задаются вопросами.

В одном из интервью его прямо спросили: «Ты сам православный человек?»

Васильев: «Нет, я даосист. Даосизм — это учение, которое честно говорит: «Парень, если ты хочешь чего-то добиться — верь только в себя, не верь ты в этих богов» («МК-Бульвар» №44/98).

Другой раз Васильев говорил что-то подобное: «Даосское учение — как раз то, что мне нужно, эта школа держится на идее самоконтроля, которого мне всегда не хватало».

Журналист: «А ты не пробовал пойти по стопам Бориса Гребенщикова и открыть для себя буддизм?»

Васильев: «Нет, мне даосизм интересней. Буддизм — это религия. А значит, ей нужно подчиниться».

Журналист: «Сейчас многие рокеры после периода языческого беспредела ударились в истовое православие».

Васильев: «Я не люблю религии, они слишком сильно подчиняют человека себе. Человек в первую очередь должен подчиняться самому себе, а не Богу, не религии, не кому-нибудь еще. Но я не даосист, конечно, я не занимаюсь по полдня медитациями. Я просто слежу за собой, бываю осторожен» (журнал «ОМ» 5’98).

Во всех этих высказываниях православный человек легко увидит беснование гордыней. Нежелание подчиниться Богу под лозунгом свободы… этой сказке уж очень много лет, и нет нужды опровергать это заблуждение опять.

Иногда возникает желание покопаться в текстах с тем, чтобы найти какой-то смысл в песнях. Но гораздо полезнее оказывается в этом смысле почитать интервью — они многое объясняют. «Я никогда не нагружал песни смыслом и отталкивался в основном от фонетики. Какой смысл, например, можно найти в «Любовь идет по проводам»? Полный идиотизм. Но эта песня нравится мне своей фонетичностью. Идет быстрый текст, в нужных словах стоят согласные, от которых я отталкиваюсь, и песня постоянно пульсирует и живет» («Звуковая дорожка» «МК» 22 мая 1998 года). Или вот такой момент:

— Саша, что означают в одной из ваших песен слова «Давай, лама, давай»?

— Ничего не означают.

— А кто такой, или кто такая лама?

— Понятия не имею.

— Но как же вы так песни пишете?

— Не знаю, как-то вот получается так.

— А еще какие-нибудь такие непонятности у вас в песнях есть?

— Сплошь и рядом.

(Полный текст этого интервью: http://www.geocities.com/Broadway/Alley/3072/Frame.htm)

Маленькое отступление о темы. Грустно смотреть на сегодняшних рокеров-поэтов, которые откровенно признаются, что пишут песни «как получается». Каких-нибудь 10-20 лет, и такое понятие как «работа над текстом» почти исчезло из современной поэзии (имеется в виду рок-поэзия). Высоцкий, которого многие рокеры называют «духовным отцом», был бы, наверное, очень шокирован такой манерой письма. «Мы бросали слова в рок-н-ролл, как незрячих щенков», — очень точно характеризовал этот подход Шевчук. «Настоящий художник всегда недоволен собой»— этот афоризм для сегодняшнего дня неактуален. Художник теперь всегда доволен собой, какую бы глупость он не написал. Черновики больше не существуют. Все пишут «как Бог на душу положит». Хотя Господь здесь, конечно, ни при чем…

Любовь к красивым фразам иногда приводит к тому, что люди забывают истинный смысл этих фраз. Васильев тому не исключение. «Мы всегда руководствовались булгаковским принципом: никогда ни у кого ничего не проси, сами придут — сами все предложат» (журнал «ОМ» 5’98). Все дело в том, что Васильев забыл, чей это принцип на самом деле. Эти слова сказал мастеру Воланд. Воланд — это дьявол. Именно так его изображает сам Булгаков. Именно поэтому его слова так антонимичны евангельскому «просите, и дано будет вам, стучите и отворят». Это две противоположные жизненные позиции.

Многое объясняет и такой отрывок из интервью:

— Поиск вечных ценностей у тебя сопряжен с какой-то религией из существующих в мире?

— Я достаточно хорошо знаком с христианской религией, но у меня был такой период в жизни, когда я очень любил работу Ницше «Антихристианин», злую, едкую и циничную работу. К христианству меня не тянет».

От себя могу добавить, что пытаться узнать христианство с помощью этого сочинения Ницше — это все равно что изучать творчество группы «Сплин» по заметкам в бульварной прессе. Там тоже выбирается все самое худшее и подается со скабрезным похихикиванием.

В конце хотелось бы повторится. Автор этих строк не обвиняет «Сплин». Он просто хочет разобраться, что в творчестве этой группы есть нехристианского. Такого оказалось предостаточно.

Головин Владислав

Реклама

9 responses to “«Сплин» – темнота в конце тоннеля

  1. Нет слов.. я просто потрясена!

  2. А вот новая песня «Чудак»? А «Тебе это снится»? А «Время, назад!»?
    «Серебряные реки», «Жертва талого льда»?
    А, в конце концов, «Сын»?
    Вы просто ничего не знаете о Васильеве…

    • Простите за очень поздний ответ. Я познакомился с песнями, которые Вы перечислили, и не нашёл, чтобы они противоречили тому, что написано в этой статье (песню «Чудак» пока оставляю за скобками). Кроме того, отдельные образы и утверждения в них – это хула на Бога или кощунство. Например, из песни «Тебе это сниться»: Если где-то есть Бог, он от нас далеко, / Он рождественской пулей ушел в молоко. По поводу «Сына» Вы, в самом деле, думаете, что песня о Христе? Похоже, это просто бессмыслица и набор фраз:

      Осенью весь мир жаль,
      Скоро доставать шарф,
      Греть вино и есть сыр
      Осенью придет сын.

      Осенью придет сын
      Греть вино и есть сыр,
      Вверх расти из всех жил,
      В мире проводить жизнь.

      Теперь касательно песни «Чудак». Во-первых, она – новая. Во-вторых, разве она характеризует всё творчество «Сплин», чтобы по ней можно было о нём судить? Разве она отменяет такие их вещи, как «Выхода нет» и «Бог устал нас любить»? Понимаете, в чём вопрос.

      И по поводу ней самой. Возможно, Васильев написал это от искренних чувств и порывов (дай Бог ему прийти к истинной вере!), но это пошлость, так писать о Христе. И лично я в упор не вижу здесь отношения к Христу как Сыну Божьему, Слову Божьему, вочеловечившемуся, чтобы спасти нас. Создаётся впечатление, что поётся об обычном учителе нравственности или просто духовном наставнике:

      Шел чудак
      Раскаленному солнцу подставив нагретый чердак
      Шел чудак, за спиной его тихо качался рюкзак

      Шел домой
      Представляя, как все удивятся тому, что живой
      Что ничто не случилось такого с его головой…

      Love and peace
      Люди могут конечно спастись от падения вниз
      И он шел рассказать им о том как им можно спастись…

      Он шел к людям, он нес им надежду, любовь, красоту
      Люди взяли его и гвоздями прибили к кресту

  3. Примитивная бредятина,все ваши рассуждения…Не пытайтесь понять то,в чём вы ноль…Просто подумайте кто вы и кто Васильев…

    • Умение рифмовать строки и брынчать на гитаре снабжает человека непогрешимостью посильнее папской «непогрешимости», в среде «интелигенДции».

      Не сотвори сбе кумира в т.ч. с гр. Васильева, «прокачавшего» свой опыт рифмования строк и знающего где какой акорд

  4. рок не особо слушал раньше,но увлекался этой группой.когда-то она казалась мне особенной.наверное из-за частых депрессий мне нравилась такая музыка.что могу сказать,слушателей по-видимому привлекают своеобразные рифмы,депрессивная музыка,а вот тексты действительно сумбурные,абстрактные,красивые с виду,но несвязанные между собой фразы,и частенько в них нет смысла. оказывается и автор в них не пытался вложить смысл. а мы-то пытались понять о чем они.такой вот самообман.в чем же тогда гениальность Васильева?))
    насчет отношения к христианству и Ницше не знал.но это,конечно,важный факт.это о многом говорит,спустя столько лет.
    спасибо за статью.

  5. Спасибо автору большое за статью. Я с детства был привержен к творчеству Александра Васильева. И могу сказать, что были в жизни моменты, когда тексты песен создавали фон для жизни и принятия решений в подростковом и юношеском возрасте. Вектор этих решений — всегда был деструктивный. Думаю, что это было не только со мной.

    А теперь попробуйте разобрать один из последних видеоклипов Александра Васильева — «Праздник». Именно покадровый анализ образов, динамики, текстов — открывает откровенно антихристианские смыслы посланий. Образы бафомета, подмена под словом бог образа сатаны, депрессивный музыкальный фон и такие же тексты.

    Это то, о чем мечтали почитатели масонства в недавние века.

    Тайна беззакония открыта.

    Это не только Сплин.

    В последние времена лукавый к каждому заблудшему сердцу находит нужные образы и слова.

    Трезвитесь!

    Сердце сокрушенно и смиренно Бог не уничижит. Аминь.

  6. Путь к Церкви, настоящей Вере и Богу может быть невероятно труден! Это я знаю по себе. Может быть для некоторых — да, очень легко, но для других — это невероятные метания, сомнения и тяжелый душевный раздрай (сам нахожусь сейчас в таком состоянии).
    Поэтому не нужно судить Александра Васильева строго — может быть он только в самом начале своего пути в Богу…
    И перед этим он прошел через отчаяние и безысходность (это и отразилось в его ранних текстах). А песня «Чудак», хоть и является для истинно верующих (воцерковленных, так кажется это у вас называется?) людей пошлой и может быть, даже местами оскорбительной — я с этим согласен и могу понять. Однако, можно ведь рассматривать её просто как по-детски наивную попытку увидеть духовный подвиг Христа несведущим, но сочувствующим человеком.
    И даст Бог, может быть слова этой песни для кого-то, кто тоже ещё только подходит с опаской к Церкви, станут
    более понятными, чем молитвы на церковно-славянском. И может быть, кто-то придёт в церковь… кто-то, кто боялся до этого туда заходить… боялся пышности, сложности и серьёзности церковных облачений и убранства. Так что, на месте истинно верующих людей, стоило бы, пожалуй помолиться за Александа. Чтобы Господь дал ему силы в будущем прийти к более глубокому пониманию Православия, чем в песне «Чудак». Такие дела…

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s