Про музыкальные вкусы и «общецерковное мнение»

Типичная реакция рокеров на критику рок-музыки

На модернистском сайте «Православие и мир» задали вопрос относительно нас. Некто, подписавшись Зигфридом, спрашивает:

Дня вам Божьего! У меня есть такой вопрос. Я являюсь металлистом. Когда позволяет мне время, хожу в церковь и воздаю Господу нашему хвалу за все, будь то худо или бедно. Однако, в интернете я нашел один сайтец – https://antirockcult.wordpress.com/ – там описано, что рок- и метал музыка «сатанинская» и тому подобное. Вы знаете, я уже не один год хожу и отдаю детдомовским игрушки (прошу простить меня за хвастовство), подаю нищим бабушкам молоко и хлебушко. И видя, как они благодарят меня, и смотря и думая о том, как дети будут играть и тешиться с ними, у меня сразу встает горький ком в горле и одновременно удовольствие вместе с радостью. Некоторые метал-песни (как, например, группа «In Extremo» и их песня «Lebensbeichte» (рус. – Исповедь)) заставляют меня идти в церковь. И тут такое – внушают людям, будто мы и рок-музыка – зло. Я и те, кто любят рок, похожи ли на зло? Почему они в таком случае… оскорбляют ту музыку, которая привела меня из язычества в церковь? Спаси Господи! Зигфрид.

Здесь мы наблюдаем неадекватную эмоциональную реакцию. Начинает Зигфрид с показного пренебрежения: слово «сайтец»; там описано, что рок- и метал музыка «сатанинская» («сатанинская» взято в кавычках), – словом, ерунда, не стоит беспокоиться. Однако, оказывается – наоборот: внушают людям, будто мы и рок-музыка – зло. Я и те, кто любят рок, похожи ли на зло? и так далее. Я не буду оправдываться, что про металлистов мы такого не пишем, и отвечать на эти эмоции. Но замечу, что неоднократно сталкиваюсь с тем, как рокеры неадекватно встречают критику рок-музыки. Тем паче, принимают её как оскорбление в свой адрес, что вообще нонсенс: Почему они в таком случае… оскорбляют ту музыку… Очевидно, они делают из рока идол, иначе бы не реагировали так болезненно. И это касается не только Интернета.

Например, одна моя (уже бывшая) знакомая при личной встрече попросила выслать брошюру о роке, о которой я ей рассказал среди прочего. Я отправил это, и в ответ получил истерику на несколько сообщений в социальной сети. Когда я пытался её успокоить, говоря, что слушать рок или нет – только её выбор, и начал отвечать, то получил ёрничанье и тому подобное. В конечном итоге, она удалила меня из друзей и добавила в «чёрный список» в «контакте». Самое удивительное, что подобные музыкальные фанаты ещё обвиняют верующих в фанатизме.

Зигфрид говорит, что эта музыка… привела его из язычества в церковь. Однако в Церковь приводит Господь, как сказано Им Самим в Евангелии: Никто не может прийти ко Мне, если не привлечет его Отец, пославший Меня (Ин. 6:44), а не рок-музыка, которая в немалых своих проявлениях сама успешно приводит в язычество: языческий металл, чёрный металл и так далее. Каждого Господь ведёт к вере по-разному. Кто-то может прийти к Богу от рока, а кто-то – стремясь вылечиться от алкоголизма. Но никто ведь не называет греховные пути, отличные от рок-н-ролла, ведущими к Богу. Нет ещё для них проповедников, наподобие рок-миссионеров, внушающих людям вредоносные штампы.

Песня «Исповедь» In Extremo, которая, как он считает, заставляет его идти в церковь, имеет далеко не христианское содержание, ибо показывает осознание собственной греховности, но без какой-либо надежды; уныние и обречённость. Даже от Неба лирический герой ожидает только возмездияХоры ангелов поют: / «Дай мне своё благословение, / Порази этого пьяницу, Господь, / Ради его расплаты».  К слову, такая мрачная депрессивная тематика свойственна рок-музыке.

Будем надеяться, Зигфрид найдёт более правильные и менее сомнительные «стимулы» для хождения в церковь, а также избавиться от пристрастия и идолопоклонства по отношению к пагубной музыке.

Теперь перейдём к полученному им ответу, который для нас представляет большую важность. Отвечает священник-модернист Филипп Парфенов:

О. Филипп Парфенов

Вам придется принять как неизбежную реальность то, что в церковной среде было и будет разное отношение к рок-музыке, причем подчас диаметрально противоположное. О вкусах, как говорится, не спорят. Общецерковного единого мнения на этот счет нет; есть среди священнослужителей те, которые поддерживают рок-музыкантов, и есть те, кто выступают против. Поэтому не переживайте особенно. То, что делаете для детей и стариков – хорошо делаете, а в остальном, как писал апостол Павел, «блажен, кто не осуждает себя в том, что избирает».

Вместо хоть какой-нибудь попытки ответить несогласной стороне, то есть нам, простое сворачивание темы с выводом: «Поступай, как знаешь». Выделим два тезиса, с помощью которых это проделывается: «О вкусах не спорят»; «В Церкви нет единого мнения на этот счет». Разберём каждый по отдельности.

«О вкусах не спорят», — пишет священник, сводя позицию противников рока к вкусовщине. Но это и близко не так. Да, мы исходим также из эстетических позиций и также не хотим критиковать рок-музыку, не предлагая ничего взамен, но указываем на подлинную культуру (классическая и народная музыка в лучших своих проявлениях, например) как на альтернативу, дабы читатель, имеющий потребность в музыке, мог удовлетворить её более ценной и безопасной душевной пищей. Таким образом, нами противопоставляется высокая культура (хороший вкус) року и другой популярной музыке (вкусу похуже). Наши собственные вкусы не идеальны, однако мы указываем на путь к совершенствованию. О вкусах не спорят, когда речь идёт о равноценных вещах или явлениях, хотя бы одного ряда, а не о сравнении настоящего искусства с суррогатом и развлекательной продукцией.

Однако мы, противники рока (отвечаем лично за себя), подвергаем его критике в первую очередь отнюдь не из-за художественных соображений, но по причине вреда, который он несёт. Утверждать обратное – заниматься спекуляциями и лгать. Это то же самое, как если бы сказать, что люди, ругающие боевики и пошлые комедии, делают это не из-за содержания оных, а всего лишь потому, что те не соответствуют их вкусу.

Общецерковного единого мнения на этот счет нет, — продолжает о. Филипп Парфенов, подразумевая, что касательно увлечения рок-музыкой можно поступать, как вздумается. Давайте подойдём к этому тезису издалека.

Итак, есть люди, выступающие против рока, среди которых бывшие рокеры; авторы в сане и без него, самостоятельно изучившие проблему; профессионалы в разных областях (музыканты, учёные и прочие). Есть защитники и пропагандисты рок-музыки. У каждой стороны присутствует аргументация. Противники объясняют, почему рок плох, и отвечают на доводы защитников, гласящих, что он, по сути, не плох, а хорош. Если имеются честные и вразумительные возражения, так предоставьте их, мы готовы к дискуссии; если же нет, тогда не нужно сворачивать тему, спекулируя отсутствием «общецерковного мнения».

Есть авторитетные духовники, есть и старцы, осуждающие рок. О. Иоанн (Крестьянкин) писал человеку, принявшему священный сан: Одержимость бесовскую Вы получили, когда ещё рок-музыкой увлекались. А что делать теперь? Если нисколько не находите сил противостоять насилию вражию, то хоть временно отойдите от служения у престола. Займитесь строительством, помогайте в церкви, но только отойдите от престола, иначе враг Вас погубит и в этой жизни, и для вечности. Пожалейте себя (Письма архимандрита Иоанна (Крестьянкина). 2000, с. 170). Схиархимандрит Зосима Донецкий, заботясь о нравственной чистоте и душевном здоровье молодежи, предупреждал: Бойтесь еще сатанинской этой рок-музыки диавольской. Особенно молодежь: в уши повтыкает эти рога дьявольские, мозги полностью тупеют от этого всего, безумие наступает, полная мерзость наступает в душе, опустошенность душиВот и каждый посмотри на себя. Посмотри вглубь, посмотри на детей своих, этих бесноватых, роковых этих детей, уже роком только воспитывающихся. Посмотри и ужаснись (Слово о Святой Руси. – М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2008. с.61).

Чем это не «церковное мнение»?

Ещё есть ярые защитники и фанаты рок-культуры, вроде игумена Сергия (Рыбко), который заявляет, что Христос был «Первым Хиппи», играет на барабанах во время рок-выступлений и отбивает на церковных колоколах ритмы Led Zeppelin.

Или это «церковное мнение»?

Может, непременно-таки требуется, чтобы обязательно были каноны, церковные постановления, запрещающие рок? А есть любители разводить такую демагогию. Пусть таковые тогда приведут каноны, запрещающие жевать жевательную резинку, ведь это тоже вредно. Или осуждающие ненавидимые рокерами блатные песни. Где они? Покажите, чтобы мы отнеслись к вашим «требованиям» всерьёз.

Вот с помощью таких своего рода расхожих штампов рок-фанаты и их сторонники зачастую любят сворачивать тему. Только тезисы эти в данном случае неверны, совершенно нечестны и вызывают обоснованное категорическое несогласие.

Антон Тарасюков

Реклама

16 responses to “Про музыкальные вкусы и «общецерковное мнение»

  1. //И тут такое – внушают людям, будто мы и рок-музыка – зло. Я и те, кто любят рок, похожи ли на зло?))

    Из брошюры А. Дворкина ДЕСЯТЬ ВОПРОСОВ НАВЯЗЧИВОМУ НЕЗНАКОМЦУ или Пособие для тех, кто не хочет быть завербованным»:

    «Считается ли деятельность вашей организации небесспорной? Если кто-то выступает против вашей организации, какие аргументы они приводят? Этот вопрос покажет вам, насколько ваш собеседник информирован или насколько он готов к открытому диалогу. Если вы зададите его вежливо и с дружелюбной улыбкой, то, как это ни невероятно, вы весьма часто можете услышать в ответ: «Вы знаете, есть такие странные люди, которые называют нас тоталитарной сектой, говорят, что у нас у всех промыты мозги, и называют нас зомби. Представляете себе? Вот я, например, разве я похож на зомби с промытыми мозгами?»
    На это можно задать встречный вопрос: «А как, по-вашему, должны выглядеть зомби с промытыми мозгами? Как они себя ведут?» Скорее всего ваш собеседник почувствует себя довольно неуютно, и если вы будете настаивать на ответе, он побыстрее постарается найти благовидный предлог, чтобы удалиться.

  2. Зигфриду и всем немцам и русским, увлекающимся рок-музыкой, желаю оставить музыкальную и прочую бесовщину и обратиться к Истине. Господь наш Иисус Христос и только Он приведет вас ко спасению. Полюбите Его, и Он избавит вас от всех ваших пристрастий, даст вам все потребное и полезное для спасения.
    Согласен с о. Иоанном (Крестьянкиным) и от себя пожелал бы таким модернистам в сане даже в алтарь не входить, на амвон не ступать и работать Богу там, где нет соблазна для других.
    Сайту и его делателям желаю и в дальнейшем помощи Божией!

  3. Когда критика в адрес какого-либо феномена вызывает у его апологета чрезмерно нервозную реакцию, значит клиент уже отождествил себя с этим феноменом и критику воспринимает буквально на свой счет. Иногда это неплохо касательно сущностных вещей, как то: Бог, Родина-мать, мать-отец. Но когда человек считает себя частью алкогольного напитка, марки автомобиля, того или иного вида искусства, это настораживает.

  4. Юрий Агещев СПБ РПЦ

    ершов и товарищи ! а не шел бы ты прочь , со своими дебильными советами!….

  5. Ну, что я могу сказать..
    Как сказал мой любимый писатель Артур Хейли: «необязательно быть религиозным человеком, что бы верить в нравственность». Совершение хороших поступков это ни есть проявление Бога внутри человека (ой простите, если я задел чувства верующих.. да и бог с ним). Если Зигфрид сказал, что его привела к этому тяжелая музыка, то зачем ещё какие-то ненужные анализы. Привела и точка. Музыка вообще дарит свет в душе человека не меньший, чем у глубоко верующих — Бог. Это же замечательно.

    • По поводу безрелигиозной нравственности, это мы уже проходили, пример: совершая аборт каждый нехристь считает что он поступает нравственно: «Лучше так, чем он будет мучиться». Да и фашисты были очень нравственны, по фашистской нравсвтенности, о коммунистах и говорить нечего, комунистическая нравственность включает «благостынй пример» Павлика Морозова.

      Бог не являтеся частью души, Он — Сущий, существующий вне зависимости от отношения к нему.
      Свет, равный тому, который дает людям Бог не может дать людям никто и ничто, потому что Бог, как творец больше всего в этом мире, больше самого мира, конечного и по размерам и по времени существования.

  6. Антон

    кстати,насчет знакомой твоей.у меня на днях был подобный случай с моей знакомой,увлекающейся роком.ну я ей пытался объяснить,в чем пагубность этой музыки.первым делом она начала протестовать,будто я ее оскорбил.начали присылать мне различные статьи о металле,в которых расхваливался этот стиль музыки.якобы ученые утверждают,что молодеж, слушающая металл,более интеллектуальная,и АйКью у нее выше,чем у любителей другой музыки,ну и всё в таком роде.ну и от себя добавила,что она живет этим,эта музыка помогает ей выплеснуть весь негатив.в общем далее я выслушивал типичный бред фанатов рока,но пытался немного отрезвлять ее в ходе беседы.через несколько часов она успокоилась,и призналась,что начала немного осознавать весь этот самообман,связанный с любимой музыкой.очень надеюсь,что она одумается.забыл сказать,что в процессе увлечения данной музыкой,появился и интерес к оккультизму,и к прочим опасным занятиям.не буду вдаваться в подробности,но у девушки много проблем сейчас,как раз из-за всего этого.это отразилось и на психике,и на личной жизни.
    ребята,слушающие эту музыку,не губите свою жизнь! пока еще есть время,обдумайте всё,взвесьте.всё не так просто,как кажется.недавнее прошлое может еще не раз дать о себе знать.

  7. Просто доставила статейка…
    Я хоть и не верующий, но отношусь с уважением к тому, во что верят другие… У меня много верующих друзей и знакомых и даже родственников, много неверующих и мы отлично общаемся… Но сейчас не об этом.

    Вот. «О вкусах как говорят не спорят»… Если вы утверждаете, что каждый должен идти своей дорогой и каждый сам выбирает что ему нравится, а что нет… То к чему все эти статьи и прочие манифесты взывающие к тому, чтобы люди бросали рок музыку, завязывали с субкультурами и становились на путь большинства и жили так как все, для чего вообще этот сайт был создан!?
    Вы, мягко говоря, противоречите сами себе.

    Что касается субкультур… Что вам плохого могут сделать Эмо, Готы или те же рокеры? (я сам отношусь к последней категории). Чем мы, вам — церкви, мешают жить? Мы просто делаем то, что нам нравится, и просто хотим выделяться из толпы и быть не такими как все? В этом есть какой-то грех? Да возможно пытаясь выделиться из толпы, мы попадаем в другую субкультурную толпу, в которой все пытаются выделиться, но если мы так делаем, значит эта толпа более приемлема для нас…

    Мы живем, как нам нравится, вы живете, как нравится вам. Вы верите в бога, вам это нравится — верьте дальше, нам нравится слушать рок — мы будем слушать его дальше, и все довольны… Зачем нужны эти конфликты нам всем?

    И да, хочу добавить в конце… Рок, по большей его части, не пропагандирует никаких сатанических прелюдий, и те кто слушает рок не обязательно сатанисты… Сатанистом можно быть и не слушая его.

    Всем спасибо и удачи!

    • «О вкусах спорят», — сказал опер, глядя в глаза Чикатилы

      Мы вам ничего не навязываем: нравится рок — слушайте его, только, жаль душу свою погубите, об чем мы и говорим.

      Сайт был создан для того чтобы показать пагубу рока, который вам нравится, что поделаешь, людям иногда нравятся вещи которые их убивают

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s