Совместима ли рок-музыка с Православием?

logotypeНашу беседу с главным редактором интернет-сайта «Anti-Rock-Cult – за высокую культуру, против рок-музыки и субкультур» Антоном Тарасюковым (см.: № 2 (74)) разместили на своих страницах в интернете многие православные СМИ, и она вызвала активную дискуссию среди противников и защитников рока. Учитывая это обстоятельство, мы решили продолжить разговор и рассмотреть затронутые в интернет-полемике проблемы и аргументы, к которым наиболее часто прибегают любители тяжелой музыки.

– Уважаемый Антон! Так получилось, что в прошлый раз мы с Вами говорили в основном о рок-миссионерстве, священнослужителях, оправдывающих и даже пропагандирующих увлечение рок-музыкой. Сегодня хотелось бы подробнее остановиться на том, что собой представляет рок с музыкальной и духовной точек зрения.

– Рок-музыка появилась и начала популяризироваться в 50-х годах прошлого века. Отличительные признаки этого музыкального жанра – жесткие напористые гитары вкупе с барабанами на переднем плане, наличие драйва, экспрессивный вокал. Она легко узнается на слух. Приведу определение из Современного толкового словаря русского языка Т.Ф. Еремовой: «Рок-музыка – один из видов эстрадной музыки 2-й половины ХХ века, включающий элементы фольклора, электронные эффекты – при доминирующей роли ритма – и характеризующийся своеобразной манерой вокализации». А в интернет-энциклопедии «Википедия» по поводу рока сказано: «Рок-музыка обычно исполняется рок-группой, состоящей из вокалиста, гитариста (как правило, играющего на электрогитаре), бас-гитариста и барабанщика, иногда клавишника. Бас-гитара, ударные и ритм-гитара (не во всех коллективах) составляют ритм-секцию». Именно такая музыка и называется роком.

На этом придется остановиться поподробнее, поскольку понятием рок-музыки часто спекулируют ее фанаты и защитники. Они намеренно создают проблему вокруг определения рок-музыки, с видом знатоков заявляя, что она включает в себя множество направлений и ее невозможно определить конкретно, а, следовательно, нельзя и критиковать.

Но эти заявления несостоятельны. Если послушать песни таких направлений данного жанра как хард-рок, металл, панк, гранж, металкор и т.д, то будет очевидно, что у них одна музыкальная основа и отличаются они лишь во второстепенном. Более того, защитники рока сами слушают музыку, полностью соответствующую приведенным нами характеристикам, а не неведомые уникальные стили. И если термин «рок-музыка» ничего определенного не выражает, как в таком случае они осознают, что защищают? Когда они слушают свои любимые песни, как они вообще понимают, рок это или нет, если что такое рок никак нельзя установить?

Своими истоками рок-музыка уходит в блюз, через который имеет «генетическую» связь с ритуальными ритмами религии Вуду. Эти ритмы плохи не просто тем, что берут оттуда начало, а тем, что имеют аналогичное воздействие. Как и на языческих камланиях (ритуалах, сопровождающихся пением и ударами в бубен, во время которого шаман, приходящий в экстатическое состояние, якобы общается с духами. – Примеч. ред.), на рок-концертах музыка доводит людей до агрессии, до звериного состояния, они прыгают и орут, трясут конечностями, сжимая «козы», предаются неистовству и разврату, употребляют наркотики и алкоголь. Рок-музыка вводит в «измененные состояния сознания», в экстаз.

Завороженный кайфом (а отнюдь не эстетическим великолепием) от прослушивания «крутых» риффов и «соляков», человек входит в зависимость от музыки данного типа, от подобного рода ритмов, и ему хочется еще больше и тяжелее. Рок-музыка разрушительно действует на психику и нервную систему – об этом свидетельствуют медики-специалисты.

Какой «спектр чувств» передает рок, как влияет на душевное состояние и настроение? Хаос, агрессия, блудное разжжение, мрак, отчаяние, опустошенность, подавленность или же языческая эйфория, если брать что-нибудь «позитивное».

Кроме того, нужно понимать, что, будучи одним из направлений популярной музыки, рок-музыка является частью массовой культуры. Это шоу-бизнес, на котором делаются большие деньги и слава. Помимо музыкальной продукции и различных шоу, выпускаются вещи с символикой, логотипами и изображениями рок-групп и прочее. Потому совершенно неверно и наивно противопоставлять рок масс-культу, как поступают защитники и поклонники данного жанра.

Хочется также отметить, что говорить: «Рок – это сатанизм», в том смысле, что непосредственно все рокеры – сатанисты и каждая рок-песня прославляет сатану, неверно, однако подразумевать сатанизм как устойчивую тенденцию, проявляющуюся в символике, в текстах отдельных групп и целых рок-направлений, указывать на демонический дух этой музыки – будет правильным.

– Как Вы считаете, можно ли с уверенностью утверждать, что исполнение и прослушивание рок-музыки – грех? Существуют ли обоснования такой позиции в церковных правилах, творениях Святых Отцов и у православных подвижников благочестия?

– Поскольку рок-н-ролл возник совсем недавно, каких-либо канонов или церковных постановлений, где было бы указание конкретно на это явление, конечно, нет. Однако существует ряд церковных правил, запрещающих православным христианам участвовать в различных зрелищах и посещать их. Так, Правило 51 Шестого Вселенского Собора строго возбраняет «плясания на позорищи». В толковании к этому правилу епископ Никодим (Милаш) пишет: «Воспрещает правило „плясания на позорищи“, пляску на сцене (in scena saltationes), так как это неприлично, и особенно если участвуют женщины, ибо этим возбуждаются у зрителей страсти и похоть». А правило 15 (18) Карфагенского Собора гласит: «Детям священников не представляти мирских позорищ, и не зрети оных. Сие же и всем христианам всегда проповедуемо было, да не входят туда, где бывают хуления». А вот правило, касающееся рок-миссионеров: «Никому из числящихся в священном чине, ни монаху, не позволяется ходити на конския ристалища, или присутствовати на позорищных играх. И аще кто из клира зван будет на брак: то при появлении игр, служащих к обольщению, да востанет, и тотчас да удалится: ибо так повелевает нам учение отец наших. Аще же кто обличен будет в сем: или да престанет, или да будет извержен» (Правило 24 Шестого Вселенского Собора). В толковании к данному правилу читаем: «В виду такого наказания, само собой понятно, насколько отцы этого Собора считали несогласным со священным саном и с обетами монахов увеселения, о которых упоминает правило. <…> Посещение подобных игр и театров Церковь, разумеется, должна была воспретить окончательно и не только духовенству, но и верующим мирянам».

Святые Отцы и подвижники благочестия также оставили немало наставлений на тему мирских увеселений. В частности, святитель Иоанн Златоуст писал: «Никто из наслаждающихся здешнею Трапезою (Таинствами в храме. – Примеч. ред.) да не растлевает души своей теми пагубными зрелищами. Все, что там ни говорится и ни делается, есть сатанинская гордыня. Знаете вы, сподобившиеся Таинства (Крещения), какие между нами положены обеты, или лучше сказать, в какой завет вы вступили со Христом, когда Он сподоблял вас Своих Таинств? Что вы пред Ним говорили? Что вы сказали Ему о гордыне сатанинской? Как вы, с отречением от сатаны и ангелов его, отреклись и от всей гордыни его и обещали более уже не уклоняться к ней? Итак, немало нужно заботиться, чтобы не забывать столь великих обетов и не делать себя недостойным таких Таинств» (О зрелищах. Беседа 1 на Евангелие от Иоанна).

Приведу также слова владыки-исповедника Василия Кинешемского: «Только в одном случае служение науке и искусству является плодотворным и полно захватывает человека – это тогда, когда оно связывается с религиозной идеей; когда, занимаясь наукой, человек смотрит на нее как на средство выяснить и понять тайны Божиего мироздания и открыть его вечные законы; когда искусством пользуется как средством пробудить в душе человека чувства высшего порядка – любовь к Богу или к Его земным проявлениям в истине, добре и красоте; другими словами, когда занятия наукой и искусством в действительности являются служением единому истинному Богу, представляя лишь особую форму религиозной жизни. <…> Вслед за искусством и наукой и все формы общественной деятельности оживают и дают человеку наивысшее удовлетворение только в связи с религией. А если так, то какой смысл подменять идею Бога человеческими кумирами? Если эти кумиры высшего порядка, они не дают полного и всестороннего удовлетворения, если низшего, то они только разрушают жизнь и вредят человеку. „Не сотвори себе кумира“».

Кроме того, нужно принять во внимание опыт и аргументированную позицию людей, прошедших через увлечение роком, авторов в сане и без, самостоятельно изучивших вопрос, профессионалов в разных областях (музыкантов, ученых и прочих). Среди них много известных пастырей: архимандрит Рафаил (Карелин), протоиерей Александр Шаргунов, протоиерей Владимир Переслегин и другие. Есть высказывания против рок-музыки и у старца отца Иоанна (Крестьянкина). Говоря о вреде рока, он подчеркивал его несовместимость с Православием.

– Но наряду с рокерами, афиширующими свой аморальный образ жизни и противные христианству убеждения, есть рок-музыканты, позиционирующие себя православными. Что Вы можете сказать о них и их творчестве?

– Исполнители и поклонники рок-музыки – не просто разные люди, каждый со своими взглядами и принципами. Они все принадлежат к рок-культуре, в той или иной мере разделяют ее ценности и атрибуты, и между рокером-христианином и рокером-сатанистом есть много общего, несмотря на разность убеждений. Это горделивый протест (причем протест не как форма проявления единичного несогласия, а как фактор мировоззрения), вызов общепринятому, либеральная борьба за свободу и индивидуальность. Отсюда соответствующая тематика песен: обличение, недовольство, конфликты, противостояние с кем-либо. Для рока характерны саморазрушительные депрессивные мотивы, порой доходящие до суицидальности, уклон в демонизм (вплоть до язычества и сатанизма), культ рок-н-ролла и рок-кумиров, также разврат и наркотики.

Сравним тексты песен «православных рокеров» и других рок-групп, в том числе и не скрывающих своей принадлежности к сатанизму.

1. Горделивый протест:

«Православный рокер» Константин Кинчев (рок-группа «Алиса»): «Мои песни для мертвых – облом, я пол века мешаю им спать»; «Всем важно, что о них скажут, мне важно, как отпоют. <…> Все захлебнулись в обиде, когда я встал на пути».

Сатанинская группа «Slipknot»: «Я угроза попсе, и я еще не умер! <…> Меня не купишь ни за какие деньги в мире. <…> Я хочу знать, как ты следовал своим же собственным приказам. <…> У тебя есть мечта, но она – ничто!»

2. Вызов общепринятому:

К. Кинчев: «И если долог день, то ночь коротка, но часы мне говорят: „Нет“, и поэтому я не ношу часов».

«Slipknot»: «Если вы – 555, то я – 666».

3. Либеральное восприятие свободы, причем как чего-то неизбежно недостижимого:

«Христианская» рок-группа «Черный кофе»: «Но для каждого из нас сердцу мил свободы час, и порой не жалко жизни, чтоб хлебнуть ее хоть раз».

«Metallica»: «Они посвятили свои жизни тому, чтобы подавлять его, он пытается угодить им всем, он так жалок, вся его жизнь – постоянная битва. <…> Все, что я чувствовал, все, что я знал, я никогда не показывал, несвободный, сам не свой».

4. Культ рок-н-ролла и рок-кумиров:

«Православная» рок-группа «Северный крест», воспитанники игумена Сергия (Рыбко): «Семь поколений рок-н-ролла. Рок – это не просто слово. <…> Рок – это жизнь»; «Они устроили бунт и протест, взорвали мозги. <…> „Nirvana“, „Deep Purple“, „Pistols“, „Битлы“».

Группа «Louna», выступившая в защиту панк-группы, совершившей кощунственную акцию в храме Христа Спасителя: «Мама, я прошу, не ругай меня, если я ложусь спать в начале дня. Я открыла дверь, он в нее вошел, жизнь моя теперь – это рок-н-ролл. <…> Это Хэтфилд и Мастейн, Это „Deftones“ и „Mudvayne“, это шаг в опасный путь и назад не повернуть».

Таким образом, направленность текстов рокеров-христиан не отличается от текстов других рокеров, кроме того, они зачастую смешивают христианство и рок-н-ролл самым чудовищным образом и, позиционируя себя верующими, не перестают пропагандировать противные Православию взгляды и ценности. Например, «православный рокер» К. Кинчев в 2011 году громко отпраздновал 20-летие своего язычески-сатанинского альбома «Шабаш» и на концертах в Москве и Санкт-Петербурге исполнил все его композиции.

Однако даже если не рассматривать идеологическую сторону, никакими самыми правильными текстами сущность рок-музыки не изменить, и накладывать православную лирику на оргиастический темный музыкальный ряд – значит заниматься кощунством и подменой. Такое творчество прививает его слушателям извращенное и демонизированное восприятие Православия, ложную духовность. На мой взгляд, это то же самое, что «хорошая» белая магия.

– Что, по Вашему мнению, можно посоветовать музыканту, игравшему рок или иную современную музыку, но осознавшему ее душевредность? Может ли он как-то употребить свои навыки и способности во славу Божию?

– Музыкантам лично от себя могу посоветовать попробовать себя вне современных популярных жанров. Возможно, получится нечто стоящее. Вероятно, нужно будет взять перерыв, чтобы отойти от прежних увлечений, измениться, чтобы впоследствии изменилась и сама музыка.

Что касается перенаправления своего творчества во славу Божию, то надо определиться, что мы под этим подразумеваем. Если речь идет о переориентации его на сугубо духовную тематику, то будьте внимательны, остерегайтесь профанации. У светского и церковного искусства различное назначение, и лучше не соединять несоединимое. Не уместнее ли тогда обратиться к церковному искусству?

Можно, думаю, поднимать в творчестве вопросы и темы, волнующие православного, но не напрямую, тем самым профанируя их, а аккуратно, соблюдая грань и вкус. Насчет конкретно этого советовать что-либо не дерзаю, тем более обобщающе, для всех.

– А как быть слушателю, поклоннику рока? Что бы Вы порекомендовали человеку, тяготеющему к этому жанру, но осознающему его пагубность? Существует ли какая-нибудь альтернатива для тех, кому трудно сразу отказаться от современной музыки в пользу церковной, православной?

– Не нужно отчаиваться, ибо отвыкнуть от увлечения тяжелой музыкой, как и от любой другой страсти, не так уж легко, но и нельзя оставлять все как есть. Альтернатива, конечно же, существует. Классическая и народная музыка, кантри, например. Я не говорю, что там все без исключения безупречно, нужно также смотреть и отсекать вредное, если оно есть. Но в целом и по сути эта музыка не содержит в себе того несомненного вреда, какой несет рок, и представляет куда большую эстетическую ценность.

 Беседовала Анна Самсонова

Источник: газета «Православный Крест»

20 responses to “Совместима ли рок-музыка с Православием?

  1. Вы хорошее дело творите. Местами ваш анализ рок музыки слишком примитивен, но и этого достаточно, чтобы сказать твердое «нет», которое кто-то, да должен был сказать. Продолжайте говорить, Господь да благословит вас!

    • Благодарю! Вот здесь постарался маскимально развёрнуто со всеми оговорками и ньюансами и в то же время максимально компактно изложить всю свою критику рок-музыки. Если возникнут конструктивные замечания или предложения, с интересом прочитаю.

  2. Хотелось бы посмотреть анализ рок-музыки в исполнении инока Владимира. И вопрос ему: Вы монах или иеромонах? Ваше предложение-разрешение «Продолжайте говорить, Господь да благословит вас!» говорит о Вас как о молодом современном монахе .
    Простите, но вот такое впечатление складывается после Вашего недавнего появления здесь и на Антимодернизме. С Праздником!

    • Простите, но вы наверное что то перепутали, насколько знаю о. Владимир не играет рок

  3. //Местами ваш анализ рок музыки слишком примитивен…//
    Я об «исполнении» в другом смысле. Просто хотелось бы увидеть анализ рок музыки в его (инока Владимира) собственном изложении, не » примитивном». Я думаю, он поймет, почему мне не понравился такой тон.

  4. Верно вы угадали. Молодой.
    Прошу простить меня, если не понравился мой тон. Постараюсь быть деликатнее.
    История жизни отца Боджиара мне очень близка: я так же играл во многих рок группах и собирался двигаться в этом направлении, но «слава Богу я перестал быть рокером». Господь призвал меня и я пошел. И я благодарен за то, что вместе с верой я получил разум — не стал тащить в Церковь свои старые привычки.
    С удовольствием наблюдаю за этим блогом. Но даже в самой рок музыке, культуре протеста вообще, к которой я отнес бы и все разновидности хип-хопа, метала, хардкора, культуры нигилизма и своего «я» существует бесконечное количество градаций и, если можно так выразиться, своя иерархия и в вершине каждой из них стоит узкая сцена, «андеграунд», которая дает начало «субкультуре» в том смысле, в котором ее понимает молодежь. И эта верхушка всяческим образом соблюдает свои, определенные «догматы», блюдут чистоту своей «сцены» — закрытого общества, которое подвергает критике любые порождения масс культуры и массовости даже той музыки, исполнителем которой является эта «сцена». Т.е. это следующая градация рок музыки — рок музыка против рок музыки. Желание обособиться, быть не как все, чаще всего стоит в ее сердцевине. Потому культура протеста порождает все новые и новые жанры и поджанры, появляющиеся «почкованием», таким образом возник например жанр post-rock музыки, в которой вообще нет слов — это просто мастерская игра синтезатора, гитар и ударных. Таким образом происходит post-punk музыка, которую впоследствии назовут готикой. Я то принадлежал именно этой самой «закрытой сцене» — которая ненавидит рок, хип — хоп, метал. Т.е. эти люди могут в принципе согласиться с тем, что критикуют уважаемые авторы сайта. Вопрос в другом. Это не вопрос жанра, как такового, это вопрос философии и образа мысли человека: если уважаемый Антон Тарасюков критикует рок музыку, говоря о ее сатанинских корнях и уродливом звучании, то представители «андеграунда» критикуют ее за то, что она стала популярной, а популярное, значит лишенное прежней элитарности.

    Критика слаба именно в этих местах:
    * внимание уделяется более жанру, нежели феномену «культуры протеста», к которой относится не только рок, но и хип хоп, рэп, метал, джаз, электронная музыка, все их производные и прочее.
    * критика проходит по именам лишь известных рок групп, вроде «Алисы», «Ramstein», и других подобных. Это не заостряет внимания представителей «закрытых сцен», которые, по сути, являются родоначальника и блюстителями чистоты своих жанров.
    * автора забывает, что, в конце концов, это дело вкуса и если человек не имеет оного то он будет «не желать слушать, нечестно дискутировать, выгораживать музыку и тексты» будь мы хоть семижды семь раз правы, по этой причине большинство дискуссий превращается в разговор русского и китайца, при чем эти люди говорят только на своих родных языках.

    Прошу простить меня Михаила Ершова, если я вновь сказал что-то лишнее.

    • Да, и сам практиковал и постоянно приходится наблюдать следующую сцену:

      Слова «Я слушаю только рок» произносятся с ударением на «только» и выражением лица как у своеобразного «исповедника»

      Спасибо за то что уделили время написанию столь длинного комментария, учтем ваши замечания

  5. //своя иерархия и в вершине каждой из них стоит узкая сцена, “андеграунд”,..// Очень интересные сочетания слов. Особенно: в вершине … “андеграунд”.
    А теперь хотелось бы увидеть неслабую критику.
    Ладно, больше не буду. Не стоит. Простите дилетанта, который не имеет вкуса ни к «андеграунду», ни к коммерциализованной продукции озборнов и кинчевых. Слушать эту дрянь никто меня не заставит, разве только на пытках…

    • инок Владимир

      Верно, брат! Оно нам не нужно. Но заметьте, все же, наиболее полную и доступную обоим сторонам критику, могут дать лишь вкусившие «дрянь».
      Вижу, что тяжело удовлетворить вашу потребность в качественной критике, оно и верно: пишу я малограмотно, неумело.

  6. Вы несогласны с аргументом защитников рока, что он разный, при этом делаете подобное деление сами. По вашему, если музыка спокойная, а слова хотя бы нейтральны, то это просто не рок. А если музыка порезче, а в словах поиск или протест, то это рок, сатанизм. Вроде как Шевчук где то рокер, а где то нет, и Beatles не совсем рок группа. Где-то у вас проводились в качестве рокнегатива слова из песни «Кто виноват» — «и меркнет свет…» . А если Макаревич поет «победит,сомнений нет, свет» — это уже не рок? Оригинально. А если в одной песне и «о несчастных и счастливых, о добре и зле» (Никольский), то это куда? В классической музыке тоже не одни только пасторали. Например, после некоторых вещей классика Кшиштова Пендерецкого «Smoke on the water» колыбельной покажется. Не удивлюсь, если мы с вами слушаем одну и ту же музыку, только по разному ее квалифицируем.

    • Уважаемый Михаил, не «если музыка спокойная, а слова хотя бы нейтральны, то это просто не рок» (слова в данном случае роли не играют), а если это в музыкальном плане не является роком, то это как музыка не рок. Музыкальные отличительные черты рок-музыки не мной придуманы.

      Вот эта баллада — рок или не рок? А Ричард Маркс — рок- и поп-музыкант. Если это рок, то что тогда с остальными балладами делать, будем тоже в рок записывать, они ведь аналогичны по музыке? Или это всё-таки не рок, и мы будем разделять разные вещи?

      Причём тут то, что можно встретить в классике? От этого рок-музыка что ли лучше становится?

  7. Красивая музыка, красивые фото. Какая разница, рок это или нет. Лишь бы на пользу было. К Богу вряд ли приведет, но удовольствие доставляет. Не хуже, скажем, «танца маленьких лебедей». Но мне за 50, а в 17 я бы это и слушать не стал, назвал бы попсой.

    А вот это исполнено рок музыкантом.

  8. Миш, рокеры протестуют, кричат, гитары жгут, «всегда будут против», «при любом режиме анархистами» и пр.
    А с либеральным адом, который разрушает нашу страну и губит нашу молодежь с той же самой ненавистью с которой «сирийские повстанцы» взрывают улицы и режут беременных жен.
    Кто из рокеров хоть раз призвал людей к противодействию ювинальным юстициям, широкомасштабной пропаганде педерастии и распутства, электронной идентификации и грядущему порабощению всех и вся… Нет, Михаил, не с этим призывают бороться рокеры. «Путина и патриарха долой!», «Свободу бешеным маткам!», «манеры и контроль — к чертям!», ведь «чем реже ты слышишь тупое «нельзя» тем ты ближе по духу к волкам».
    С реальным злом сегодня борется исключительно лишь православная патриотическая общественность, и некоторые общественные деятели.

    Почитай:
    http://amin.su/content/analitika/9/1077/
    http://amin.su/content/analitika/9/1076/
    http://amin.su/content/analitika/9/1146/
    http://ruskline.ru/analitika/2013/02/18/amerikanskij_novoyaz_do_ada_dovedet/
    ***

    http://amin.su/content/analitika/9/64/
    Спасайся

  9. Именно со всей перечисленной мерзостью борется глубоко мною уважаемый игумен Сергий (Рыбко), который подвергается поношению на этом сайте за свою проповедь среди неформальной молодежи. Дело даже не в музыке, ее можно слушать, а можно нет. Понятно, что никакая музыка не заменит молитву. Просто мне не нравится, когда одни православные видят смысл в борьбе со своими же братьями, вместо того, чтобы искать мир между собой. Спасибо за доброе пожелание.

    • К сожалению он действиет по принципу «Если мафию нельзя уничтожить — надо ее возглавить».

      Пример: http://severnij-krest.livejournal.com/

      Поищите их «клипы» где они голосами подражающими ангелов тьмы поют о том как здорово быть христианином.

  10. Кто-нибудь может представить,чтобы даже спокойную светскую музыку рекомендовали слушать святые отцы?Тем более благославляли слушать рок?Да и не могла эта дрянь возникнуть до эпохи дехристианизации?
    Когда разговариваешь с православными,не пользующимися интернетом,те не верят,что есть священники,слушающие рок.
    Иначе как беснование это и не понимается.

  11. Я бы сказал помягче: с теми, кто сам барабанит или ещё как-то «играет» в группе и/ или по отдельности, слушает всякий бред (пусть даже для кого-то элитный «андеграунд»), а также гоняет в футбол, лицедействует, «миссионерит» на рок-концертах и в других тусовках, не всё в порядке. Современные мании застаревшего характера…

    • underground — дословно «подполье», «подземелье» когда то вся нечисть сидела по подпольем, а когда вылезла из них и полезла в «элиту» то забыла сменить название

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход /  Изменить )

Google photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google. Выход /  Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход /  Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход /  Изменить )

Connecting to %s