Не сотвори себе кумира. О духовном и нравственном облике Егора Летова

egor-letovНебезызвестный музыкальный критик Артемий Троицкий, на вопрос «Как вы относитесь к творчеству Егора Летова?» ответил:

Я без малейшей симпатии отношусь к личности Егора Летова, которого считаю позером, мизантропом, параноиком и вообще малопонятным типом… Я не разделяю восторгов, которые некоторые мои приятели из числа музыкальных критиков питают по поводу Егора Летова и «Гражданской Обороны». По мне, так этой группы могло бы и не быть… Лучше бы Егор Летов оправдал свои суицидальные теории и покончил бы с собой пятнадцать лет тому назад… Летов же позер и трусливый тип. Он кучу народу, включая Янку Дягилеву, подсадил на эти бредовые идеи, а сам остался белым и пушистым. Я ненавижу таких провокаторов.

При моем крайне негативном отношении к Артемию Троицкому, по-моему, сама оценка личности и деятельности кумира верна, хотя и излишне эмоциональна. Ниже будет приведен ряд цитат из интервью и воспоминаний, как друзей и знакомых Егора Летова, так и его собственных, доказывающих верность вышеприведённой характеристики рок-н-ролльного идола, имевшего колоссальное влияние на формирование современной рок-культуры и судеб бесчисленных тысяч его поклонников…

 Виктор Обрывков


 Как-то я слышал такой разговор Егора Летова с Джеффом. Джефф очень серьезно наезжал на Егора.

– Егор! Ну (…) ты все это делаешь?

А Егор сидит такой, тупиковый.

– Все рок-н-роллу конец! Конец рок-н-роллу!

– А на фига ты все это делаешь? Я тебя люблю, я все время хотел быть на тебя похожим! Я пошел за тобой, пошел по твоему пути, а ты оказался просто приманкой!

А Егор:

– Все! Мертв твой рок-н-ролл!.. рок-н-ролл мертв!..

Владимир Маво – украинский знакомый Егора Летова

…Я не расслышал, как объявили «Гражданскую Оборону». Как только суперпанки во главе с Егором появились на сцене, расслышать что бы то ни было стало вообще невозможно. Оглушительный рев, топот, свист, гудение горнов и стук барабанов не стихали до самого выступления.

Я люблю голубые ладони! И железный занавес на красном фоне! – с ненавистью орал Егор и наматывал на себя шнур от микрофона. – Я люблю умирать напоказ погружаясь по горло в любую грязь!

А зал скандировал:

Некрофилия! Некрофилия! Моя изнуренная некрофилия!..

Из новосибирской самиздатовской прессы

…Первый был Летов.

Пел почти час. Закончив одну песню, сразу же начинал другую. Вытирал пот и пел. Играл так, как будто эта песня – последняя в его жизни. Рвал струны, но играл…

…Егор загипнотизировал меня, как удав кролика. Слова слились в одну… длинную до бесконечности фразу, Егор читал ее речитативом, расставляя гитарным ритмом двоеточия и запятые!

Без малого час он вколачивал в уши правду-матку, выворачивая свою и наши души наизнанку.

А потом он просто встал и ушел.

Понадобилось несколько секунд, чтобы выйти из транса, и за эти мгновения произошла целая серия перемен в настроении. Да, вот еще что. Если бы Егор стал и сказал: «Ребята! На улице нас ждут гопники, жаждущие крови нашей, давайте им устроим мясорубку. Пошли!» – все встали бы и пошли махаться, как один.

В. Тихомиров

Перед началом Егор сказал, что это будет его последний концерт (уже пять лет он постоянно обещает, что каждый его концерт будет последним). Музыканты начали играть, но петь Егор так и не начал, а вместо этого долго просил сделать его голос в мониторах погромче. То он выглядел самовлюбленным диктатором, то язвительным пророком, то просто маленьким, тощим человечком…

Самиздатовский журнал «Этажом ниже».

Самое первое интервью Егора Летова (журнал «Ур ЛАЙТ». 1988 год)

– Что такое рок?

– Рок, по сути, – не музыка и не искусство, а некоторое религиозное действо типа шаманизмаЧеловек, занимающийся роком, постигает жизнь не через утверждение, а через разрушение, через смерть. (Текст, выделенный мной, сделан жирным шрифтом, а изначально имевшееся в тексте усиление выделено с помощью  подчёркивания. – В.О.) Чем больше шаманства, тем больше рока. И, наоборот, если над шаманством начинает преобладать искусство, музыка – то рок умирает.

– То есть, если таким образом рассмотреть историю мирового рока…

– Тут дело даже не только в роке. Герман Гессе в свое время писал, что человечество делиться на два типа: потенциальные самоубийцы (люди которые не бояться смерти, – «нелюди») и все остальные. Рок – это массовое движение «нелюдей». В нем человек – только внешне человек, а по сути – сумасшедший. Сегодня мы видим, как мир подходит к последней черте. Мы присутствуем при начале Апокалипсиса, после которого либо выживут «нелюди», либо – наоборот.

Относительно рока: он, в общем-то, умер – сделал все, что было надо. Сейчас остались только одиночки, которые у нас часто даже не знают друг друга. Зато они опаснее для социума, чем целое движение. И общество борется с этими одиночками. Например, устраиваются большие рок-фестивали, которые уничтожают то, что было создано человеком в борьбе с самим собой.

– А почему вы, тем не менее, захотели участвовать в нынешнем фестивале?

– Все, что остается человеку рока, – это проявлять свою сущность. Все, что может «нечеловек», – это быть «нечеловеком». Нужно понимать, что война проиграна, и, тем не менее, быть верным своей природе. А природа толкает играть. Причем не важно, воспримут тебя или не воспримут…

– Твое отношение к Свинье?

– Очень плохое! Это как раз типичный представитель «человека»… Из Свиньи делают главного панка СССР, но я бы обратил внимание не на него, а на другого персонажа – на Колю Рок-н-Ролл. Вот он может сегодня говорить, что – правый, завтра – что левый, а когда выходит на сцену, то способен полоснуть себя бритвой так, что кровь потечет – если почувствует, что в эту секунду это нужно. Вот он живет совершенно вне рассудка, вне инстинкта самосохранения.

–  В начале нашего разговора ты сказал, что рок-человек постигает жизнь через смерть. Какая здесь складывается система ценностей?

– В моем понимании рок – это движение античеловеческое, антигуманистическое, – некая форма изживания из себя человека как психологически жизнеспособной системы. Человек – это существо, которое наделено логическим сознанием – и в силу этого не может жить здесь и сейчас. Поэтому он погружен в прошлое или в будущее. Здесь и сейчас живут только дети.

То есть позитив здесь таков: рок и особенно панк утверждает человека – точнее, «нечеловека» – здесь и сейчас. И если «человеческое» искусство утверждает жизнь – продление рода и т. п., то рок утверждает самоуничтожение – как некий путь к Богу, высшее познание. Отсюда – особая школа добродетелей: в частности, ненависть к «человеку» в себе.

– Панк в России имеет особую форму, миссию?

– Панка в России нет. Панк у нас – атрибутика. Как на этом фестивале: всюду ходят огромные толпы людей с гребнями и пр., а сути  – нет…

– А какую тогда роль играет драйв?

–  Абсолютную.

–  А атональность его не разрушает?

–  Нет. Атональность-то и дает драйв.

Интервью Егора Летова (1996 год)

– А как тебе сегодняшняя молодежь – та, что была на концерте?

– Я надеюсь, что это хорошая молодежь. Вообще, сейчас ситуация очень плачевная в обществе. Пришло поколение совершенно бездуховное. Мы потеряли поколения два-три, совершенно точно. Приходит поколение подонков.

– А ты видишь, как это можно изменить?

– Вот я и пытаюсь. (Например, слова из песни «Система»: Я сяду на колёса — ты сядешь на иглу.- В.О.) Для этого нужно создать определенное движение пассионариев. Сейчас я не тешусь никакими надеждами и иллюзиями по поводу ближайших лет. Сейчас, если сравнивать с революцией 17-го, мы находимся году в 1860-м.

– Не пугает, что на концертах одни подростки?

– Так они же вырастают. У них же что-то остается.

– А вы не задумывались, что они ходят не потому, что что-то понимают?

– Это хорошо очень, я как раз вот этого и добиваюсь.

– Зачем сочинять песни, смысл которых непонятен?

– Так ведь это объекты, которые к нам лично никакого отношения не имеют, после того как мы сделали вещи, которые живут своей самостоятельной жизнью. То, что мы делаем, это попытка повлиять на слушателя на подсознательном уровне. Все остальное – это приложение. Весь интеллект и т.д. из области интеллигентности, т. е. понятий, которые на самом деле ничего не стоят. Все, что чего-то стоит, проходит не через интеллект, а через сознание. Это из области сердца, духа.

– Каким вы видите идеальное будущее Руси?

– Я считаю, что идеальное состояние общества – это война. Война в глобальном смысле, в бердяевском, состоит в преодолении: в искусстве, в идеологии, в личности, социальном – каком угодно. Творчество – это война. Жизнь – это война.

– Вы в кого-то верите? В Бога?

– Ни в кого не верю. Я считаю, что все начинается тогда, когда теряется надежда.

– Как бы ты хотел существовать, чтобы это не вызывало у тебя внутреннего протеста?

– Заниматься здесь, в этой реальности творчеством, утверждая свою правду, свою истину, свою систему ценностей… свой рок-н-ролльный фронт, в котором каждый на своем месте…

Интервью Егора Летова (1993 год)

– Сейчас у нас в стране построена демократия. Ты веришь в демократию?

– Нет, честно говоря, не верю.

– Ну вот, допустим, тоталитаризм сокрушен…

– О, нет! В это я точно не верю!

– Нет!

– Я – анархист… я против любой власти. Но при этом я уверен, что сокрушить власть невозможно… В 1980-х мы боролись за то, чтобы сломать тогдашнюю Систему. Теперь будем бороться, чтобы сломать нынешнюю. Игра заранее проиграна, но это не значит, что бороться не нужно!

– А ты верующий человек?

– Я человек, свято и отчаянно верующий в чудо. В чудо неизбежной победы безногого солдата, ползущего на танки с голыми руками. В чудо победы богомола, угрожающе топорщащего крылышки на встречу надвигающемуся на него поезду.

– Но ведь это не победа, а поражение!

– Знаешь, я читал про самурая, который, перед тем, как сделать себе харакири, написал: «Уничтожу весь мир!» И я свято верю, что он весь этот мир… На это способен лишь, тот, кому нечего терять. Пусть в глазах всего мира это разгромное поражение, зато для тебя это полный и окончательный триумф!

– И что будет, когда закончиться ваша война?

– Начнется другая. И так бесконечно…

Первое большое интервью Егора Летова после трехлетнего перерыва (2 декабря 1993 года)

— Как часто «ГО» дает концерты?

— Последний прошел в Таллине в апреле 1990 года.

— С чем же связан этот почти трехлетний перерыв?

— Обстановка вокруг концертов стала носить истерически-маниакальный характер. В Воронеже мы выступали на стадионе. После первой же песни началась массовая драка. Люди становятся похожими на гальванических зомби. Они не умеют либо не способны использовать энергию, которую получают, в позитивном, творческом ключе.

— Чего же ты хочешь от публики?! Неужели желаешь видеть свою аудиторию чинно рассевшейся, как на концерте классической музыки?

— Я хочу видеть на концертах таких же людей, как мы сами. Пусть с помощью той энергии, которая к ним приходит, люди по-другому посмотрят на мир. Пусть они почувствуют себя вечно живыми, огненно-живыми. Смогут контролировать себя и постараются трансформировать эту энергию в творчество.

— На какие деньги ты сейчас живешь?

— Только на доходы от пластинок. Пишу стихи, думаю, сочиняю. Есть идея снять полнометражный художественный фильм.

— Егор, но ты же сегодня один из немногих рок-музыкантов, если уже не единственный, который может без проблем собрать полный дворец спорта в Москве или любом другом городе. Не хочешь использовать благоприятный момент для повышения своего материального положения?

— Предложения такие были. Причем речь шла об огромных гонорарных суммах. Но деньги мне не нужны. Живу я скромно, на жизнь пока хватает. Все деньги трачу на пластинки и компакт-диски.

— А вот скажи, как ты относишься, извини за дурацкий вопрос, к наркотикам?

— Хорошо отношусь! Очень хорошо и трогательно отношусь.

— А сам?

— И сам! С некоторых пор вообще ни от чего не отказываюсь. И трава — хорошо, и водка — отлично, и… Все, что помогает крушить и взрывать все эти картонные трехмерные декорации, — все хорошо! Я вот сам последние несколько месяцев, как минимум, раз в два дня психостимуляторов нажираюсь. И хорошее, я скажу тебе, это дело! Я вот мечтаю ЛСД достать, да не дается он мне в руки. До смешного.

Егор Летов

…Врач вышел за санитарами, а я тихонечко открыл дверь, выглянул в коридор, бесшумно (благо был в кедах) сбежал вниз. Смотрю, а они уже поднимаются по лестнице.

Внизу меня ждала Янка. Я вышел к ней, а сам не знаю, что делать.

– Все, Янка! Уезжай в Новосибирск! Меня сейчас тут вязать будут, деваться-то некуда…

– Дурак! Сколько у тебя денег есть?

– Сорок четыре рубля.

– Иди, быстро собирай вещи, пока к тебе не пришли, и бежим отсюда!

Целый год, до самого декабря 1988 года, мы с Янкой были в бегах. Мы объездили всю страну, жили среди хиппи, пели песни на дорогах, питались, чем Бог послал, воровали продукты на базарах. В привокзальных кафешках грузины бесплатно кормили нас супами харчо… Где только не ночевали – в подвалах, заброшенных вагонах, на чердаках.

Олег Древаль – киевский приятель Егора Летова

Позвонил знакомый, сказал, что привезет ко мне друзей из Сибири. Через два часа открывается дверь, заходит Летов, женской ручкой жмет мне руку:

– Здравствуйте. Меня зовут Егор.

Потом они стали рассказывать, что ночью какой-то водитель-стопник хотел Янку и стал лезть, были проблемы. Пришлось быстро уходить. Хорошо, что вообще добрались. Когда эту историю услышал Кузя Уо, он заявил:

– Дурак ты, Егор! Янка – здоровая баба! Сколько денег можно было заработать!

Сергей Попович – музыкант киевской группы

Обычно панк, попадая к таким же, как он, садиться пить водку и делает все, что положено делать панку. А Егор своей культурной программой меня потряс. Он умудрился посетить какие-то места, о которых я (проживая в Киеве всю жизнь) до этого понятия не имел. Он посетил камлания ивановцев, отыскал Лысую гору, где собираются сатанисты, успел прослушать сотни альбомов и прочитать сотни книг. До того, как он приехал, я и не знал, что у нас происходит столько интересного.

Елена Филаретова – петербургский филолог

Янка вместе со всеми ребятами стала жить у меня на квартире. Я им, помню, всё говорила:

– Девочки! Когда все на работе и комната пустая, спите отдельно. Зачем вам с мужиками в одной комнате спать?

А они:

– Зачем? Никакой разницы нет. Мы уже и забыли про какое-то разделение полов.

Мария Кисельникова (Федяй) – подруга Янки

В Новосибирске тогда проходил второй рок-фестиваль. Мы поехали на какую-то квартиру. Народу было довольно много. Все сидят, ждут, всем хочется выпить. Концерт закончился, приходят музыканты. Они открывают гитарные чехлы и чуть ли не упаковками достают оттуда парфюмерию: одеколоны, лосьоны…

Прежде я ничего подобного не видела. А они говорят:

– Спокуха, Федяй! Сейчас мы тебя научим! Это не сложно.

Я оказалась не плохой ученицей… Потом мы пили уже все, вплоть до стеклоочистителя. Янка так и писала мне: «Приезжай! Напьемся стеклоочистителя!»

Анатолий Соколков – петербургский промоутер

Фирсов стал директором «Обороны», и дальше у него началась очень веселая жизнь. Например… ему кто-то позвонил по телефону и попросил забрать девушек. Фирсов с девушками встретился и опух. У девушек были немытые-нечесаные волосы, они были обкурены в хлам и внятного ответа ни на один вопрос дать не могли. Только повторяли:

– Проклятое панковское прошлое!

Фирсов не понимал, что с ними делать, и привел девушек ко мне.

– Надо их вымыть.

– У меня горячей воды нет.

Они сели на батарею и стали стебаться. Лицо Фирсова нужно было в кино снимать. Только через несколько дней выяснилось, что это и была знаменитая Янка с подружкой.

Егор Летов

Мы добрались до Ленинграда и стали там жить. Ночевали в каптерке от железнодорожного депо. Тесная душная грязная каморка. Я спал на полу, а Янка на диванчике. Мы старались, как два зверя, помогать друг другу выжить. Потому что было очень тяжело…

Был один из последних концертов Башлачева, а Янка боготворила Башлачева всю жизнь. Тем более что, извиняюсь за выражение, у них там были какие-то отношения. Она мне все уши прожужжала: Башлачев то, Башлачев сё! Ты – говно, а вот Башлачев!.. Думаю: «Хочу посмотреть на этого парня!»

Мы приходим – стоит толпень на трамвайных рельсах. Ну, как обычно перед квартирником, все собираются на улице. Мы пошли на концерт, и вот он играл-играл, а потом какая-то девушка говорит:

– Спой вот эту песню!

Он посмотрел на нее и отвечает:

– А ты станцуй, вот тогда я спою!

Меня (автора песен «Я метаю бисер перед стаей свиней» и «Мы уйдем из зоопарка», В.О.) это до такой степени ударило, что я посидел-посидел – да и ушел оттуда вместе с Янкой. То есть сейчас-то я могу его понять. Могу представить себя на его месте. Потому что ты – на грани смерти, а тут какие-то девочки с влюбленными глазами… Но тогда я вышел на улицу и стал орать. Я в то время (…) был – дикий просто! Я шел и орал:

– И это тот самый Башлачев, которым ты так долго восторгалась?! Это и есть твой как бы кумир, что ли?!

Янка была как опущенная. У нас на двоих было 13 копеек. Мы зашли в буфет на Витебском вокзале, и этого как раз хватило на два чая. Я стоял возле столика и продолжал громко орать. А потом смотрю через плечо, а Башлачев стоит через столик от нас и внимательно слушает.

Интервью Егора Летова (1990 год)

– Ты перестал работать с Янкой… обещаешь, что распустишь группу. В чем причина? Что именно тебя не устраивает?

– Знаешь, если делаешь что-то настоящее… смелое, честное и яркое… тебя обязательно попытаются схватить и схавать… и неизбежно схавают. И святыню твою обгадят. А единственный способ не дать себя сожрать – это никогда не останавливаться. Всегда задирать планку еще выше и скакать.

Если ты ежесекундно не гадишь на всех фронтах, тебя неизбежно сделают частью придворного попса, жадной массовой развлекухи. На тебя разевают рот, а ты совершаешь еще один отчаянный, безобразный и безнадежный скачек. Чтобы переварить его, массам требуется какое-то время. А ты пока готовишься прыгнуть еще дальше, еще запредельнее. Иначе точно сожрут.

С Янкой сейчас происходит именно это. Социум ее заживо пожирает, и она уже безвозвратно, как мне кажется, упустила время. Делать что бы то ни было в её ситуации поздно. И мои бывшие согруппники (со ГрОбники), судя по всему, тоже идут этой дорогой. Все они теперь находятся для меня в противоположном лагере.

– А в чем именно это проявляется?

– Они позволяют черни лепить из себя сладкозвучный, угодный ей миф. Приятного аппетита! Я прекрасно понимаю, что происходит с моими бывшими соратниками, потому что сам висел на волоске. Несколько лет назад меня чуть не сожрали. Но я все-таки успел выскочить из ловушки. А они… не знаю. Понятно, не каждый может позволить себе наплевать в рожи своим почитателям. Особенно если эти почитатели – всякие Артемии Троицкие и Борисы Гребенщиковы.

– И что теперь?

– За последний год я совершил ряд крайне важных для меня действий. Я прекратил сотрудничество с Янкой, подготовил роспуск проекта, именуемого «Гражданской обороной» и не собираюсь останавливаться! Путь вперед – это всегда отталкивание, отрицание отказ.

Прощайте! Я, ничтожный, не хочу и не могу себе позволить быть пойманным в ловушку чавкающего бытия!

Газета «Московский комсомолец», весна 1990 года.

Скандально известный панк Летов прекращает концертную деятельность. Группа «Гражданская оборона» распущена.

После прощальных гастролей в Таллине, завершившихся 13 апреля, Егор Летов, лидер самой скандальной отечественной панк-группы объявил о том, что приостанавливает деятельность коллектива и возвращается в родной Омск.

Интервью Егора Летова (1991 год)

— А ты не боишься, что надо всем, что ты пытаешься донести, люди станут просто смеяться?

— Да пусть посмеются! Я-то знаю, что за этим смехом и издевательствами скрывается страх! Они ведь бояться! Бояться до патологии. На самом деле они все понимают. И им не смешно. Им страшно. И до рвоты завидно. Ни один католик не позволит себе быть Христом. А я вот открыто заявляю, что внутренне я – как возносящийся Христос на картине Грюневальда!

—  Даже так?

— Даже и не так! Я тебе прямо заявляю: все, что я здесь сейчас тебе говорю, это есть не более и не менее, как пятое и единственное верное и священное Евангелие! Да и вообще – Книга Бытия Всех Времен и Народов! Себя же я причисляю к лику святых. Как поется в песни Кузи Уо: И отныне вам жить подобает по образу и подобию моему! Позволяю себе все. Нету ничего, что я не могу себе позволить: от Вечного и святейшего бытия до сырого и кислого небытия. Только от меня самого зависит, кем быть…

Алексей Коблов – рок-н-ролльный журналист

У Янки была ближайшая подружка Нюрыч, которая потом вышла замуж за Егора. Она ведь тоже баба, ей тоже было не просто. Можно сказать, что нюрычевский роман с Егором, который потом перетек в женитьбу, он как раз и начался на поминках у Янки. А до этого все было ой как сложно.

Янка, скорее всего, любила Егора до конца жизни. Она же женщина. Ей хотелось просто спокойствия. Какого-то человека рядом. Не помню, как звали человека, который был с Янкой в последний период ее жизни. Кажется, Сергей. Парень чуть с ума не сошел от того, что его любовь – сама Янка Дягилева! Но и он в определенный момент не смог удержать ее за руку.

yankaЕгор Летов

Она жила собственной жизнью. Ей меня не надо было. Иногда мы с ней встречались, но в основном я ее не видел – только слышал разные чудеса…

Валерий Рожков – новосибирский музыкант

Нюрыч мне докладывала:

– Я к ней домой захожу, а она сидит, свечи зажгла, воркует.

– И что?

Поминки по себе справляет!

–  (…) что ли?! Какие поминки?

Нюрыч ее спрашивала, что случилось, а Янка отвечала, что он ее не любит.

Вадим Кузьмин (Черный Лукич) – новосибирский музыкант

Еще до того, как они с Егором познакомились, у нее были не то что депрессии, а я бы даже назвал это каким-то более страшным словом.

Я тогда впервые увидел, что значит «ангедония» — полное отсутствие радости. И это длилось днями и неделями. Без минутного просвета. А поскольку она все-таки девченка, причем не самая крепкая, то она без конца ныла. И это было невыносимо. Были моменты, когда это даже меня доставало.

Сергей Фирсов – бывший директор «Гражданской обороны»

История-то в общем понятная. Летов встретил Янку, проникся и сделал из нее как бы звезду. На свой лад, конечно, сделал, как умел. Два-три года, и она стала звездой. То есть она привыкла к определенной, очень интенсивной жизни. Она успела врасти в эту жизнь – и вдруг все кончилось. Пришел момент, когда ее все бросили.

Я не знаю, что именно произошло. Но в результате она осталась одна. Ведь, как теперь выясняется, никто из «оборонщиков» ее последние несколько месяцев вообще не видел. Она жила одна, и никого не было рядом. А раньше они непрерывно жили вместе, коммуной. Годами не расставались, вместе по городам ездили. А тут – совсем одна. И у нее не выдержала психика.

Антон Буданов – музыкант

Плюс, конечно, наркотики. Добрый Егорка научил всему, что знал сам…

Мужики все проще переживали. Тот же Коля Рок-н-ролл: с утра водяры залил – и все нормально. Ему после спецпсихушки вообще ничего не страшно. Не повесился и не утопился. А она была всего лишь девушкой из Академгородка с ангельским голосочком. Несмотря на весь свой мат, не смотря на «мужа» Летова, она воспринималась как барышня, закончившая Смольный.

Если наркотиками пытаться заглушить свои проблемы, ты получишь суицид. Как, кстати, вышло у скрипача, пианиста и аранжировщика группы «Идея Фикс». Аккурат 22 июня залез в петлю.

Анатолий Соколов (Начальник) – промоутер

Период, когда их отношения резко испортились, был очень сложным. И для Янки, и для людей, которые были рядом с ней. Отношения с Егором стали действительно невыносимыми. Когда она была близко, он гнал ее от себя. А стоило ей оторваться, опять тянул к себе. И это постоянное качание – большой надлом для психики.

Из Новосибирска и Омска она приезжала очень погашенная. Самостоятельно делать он ей ничего не давал, а делать что-то с ним вместе у нее больше не получалось. Тупиковая ситуация. Очень плохо тогда все было.

Они жили в Омске, а потом он ее просто выгнал. Она приехала в Петербург и говорит:

– Ребята, я просто не знаю, что делать.

Фирик говорит:

– Давай мы тебе соберем команду! Начнем репетировать, будешь выступать. Какие проблемы?

Начали этим заниматься, ровно через две недели звонок. Летов такие истерики по телефону устраивал – Серега трубку брать боялся! И она уехала обратно.

Так было постоянно – ни себе, ни людям.

Олег Древаль – киевский приятель Егора Летова

Из него перло такое серое, жижистое и агрессивное. Он знает, как писать, он знает, что писать, у него дома аппарат. Это – концепция. Кто не понимает, идет гулять.

Раньше эта агрессия была направлена вовне. А на этом этапе она уже перешла во внутрь тусовки. Всем были розданы ярлыки, и Янка попадала в жесткую зависимость. Прежде их отношения были романтические. Егор рассказывал: «Мы с Янкой легли в постель. Ну, я лежу. И в самый разгар вдруг говорю:

– Слушай, а питерская команда АВИА – ой какая классная!

А Янка обиделась, отстранилась от меня и к стене отвернулась…» Теперь все это вошло в фазу: я сейчас тебе скажу, как надо, и ты это сделаешь!

Станислав Иванович Дягилев – отец Янки

На дачу мы ее отвезли, чтобы как-то отвлечься. Май – работы на даче много. Мы ведь люди не богатые, своим огородом живем…

Короче говоря, легли мы в тот раз спать. А она вышла на улицу покурить. Дело было 9 Мая – праздники.

Сперва Янка ушла часов в шесть. Мы собирались перекусить, и я пошел ее искать. У нас там лесопилка, березки растут. Она сидела на пеньке, небо рассматривала. Я ей говорю:

– Пойдем, мы тебя потеряли.

И вот Янка исчезает второй раз. Я опять пошел туда же – нет ее. Туда, сюда – оббегал весь лес. Думал, может, вернулась?..

Я читал заключение экспертизы: три страницы мелким подчерком. Был окрик из Москвы, и проверили все очень тщательно. Нам-то многое думалось… Все-таки 9 Мая… праздник, пьяных много… Может, мерзавцы какие изнасиловали и все такое. Но нет. И этот момент отражен: никаких следов насилия нет.

Место на кладбище нам дали не очень опрятное. Директор кладбища – чеченец. Уж как мы его уговаривали:

– Ну дай ты место по приличнее! Девочка-то известная! К ней ведь ходить будут! Ну что ж ты в болото загнал?!

Не дал. Сказал, что нет места. Хорошо еще, что мы с Аллой Викторовной напряглись и оградку поставили. А то к Янке уже стали бездомных подхоранивать.

Олег Древаль – киевский приятель Егора Летова

Видел я Янкин дом и Янкиного отца. Это частный сектор, развалюха в полдома, проходная кухня семь метров и комната – двенадцать. Маленький, согнутый, потерявший жену, когда Янке было пятнадцать лет, не получивший новую квартиру, весь в проблемах. Все, что он мог сказать:

– Ну, давай, Яна… Уж как-нибудь… Пусть тебе хорошо будет…

Нависшая пустота, собака дворняжка, кошка, печка, холод, ледяной дабл… Это был не дом, а склеп, склепище. Ничем кроме смерти матери, там и не пахло. Папа умер вместе с мамой и к жизни не имел никакого отношения. Тем более – ни к каким книгам, ни к какой культуре. Получить по талонам масло, получить по талонам водку и поменять ее на масло, – больше он ничего не мог.

Алексей Коблов – рок-н-ролльный журналист

Поминки янки проходили как митинг. Какие-то люди подходили взять автограф у Летова прямо возле еще не засыпанной могилы. Выглядело все это так, что Гурьев с Кувырдиным просто ушли с похорон.

Были пляски до упаду, прослушивание песни «Rosie Won’t You Please Come Home», водка, наркотики – и бедный папа, который все это наблюдал. Егор сказал, что все это правильно! Что так и надо! На поминках он орал, что Янкина смерть – жизнеутверждающая!

Интервью Егора Летова журналу «МК-бульвар» (1999 год)

– Говорят, до 1991 года ты вообще не пил, не курил, не употреблял наркотики. Потом что-то случилось, и ты сорвался. Ходили слухи, что это было связано со смертью твой подруги Янки. Это так?

– Да нет, я и до этого пил и употреблял. Дело-то не в этом. Это просто форма эпатажа, когда на людях появляешься в таком состоянии, что непонятно, как вообще на ногах-то держишься. Это тоже определенное разрушение канонов. Мы отнюдь не очкарики-интеллигенты, которые сидят дома, читают умные книжки и слушают умную музыку.

– Но многие Янкины друзья напрямую обвинили тебя в ее смерти…

– Ну, это глупости! Мы с ней вообще долго не виделись… несколько лет. Редко переписывались и редко созванивались. Она жила совершенно своей жизнью. У нее была своя команда, она писала свои песни. У нее была своя семья. И она совсем не собиралась с собой кончать. Человек-то веселейший был, ужасно любящий жизнь. Что там произошло на самом деле, я не знаю и комментировать не буду.

– Помимо Янки, и другие твои друзья – Башлачев, Селиванов – покончили жизнь самоубийством. Да и ты не раз говорил, что в самоубийстве для тебя нет греха. Как, по-твоему, это рок-н-ролл неминуемо приводит к трагической развязке?

– Не знаю. Это слишком буквальное понимание слов. Суицид в моем понятии – это, прежде всего убийство эго. Да, для меня нет греха в суициде. Но если это делается не от слабости, а от силы. Как у самураев в Японии. Или когда не остается другого выхода. Суицид для меня, наоборот, воспевание жизни в высшей форме. Человек только на пороге смерти начинает понимать, кто он такой. Где он находиться, что такое жизнь, что такое любовь. Я сам очень часто бывал в таких состояниях. А без этого одна болтовня.

– Действительно часто?

– Даже в тот раз, когда Янка умерла… Я тогда, в принципе, понял, что всё… Это не из области любви или чего-то там… Просто когда такие люди, как она, умирают… ни за что!.. просто так умирают!.. то ведь жить-то и незачем. Смысла нет! По большому счету я так считаю до сих пор. А тогда я взял и распорол себе руку до кости. Так, что у меня в ране кость блеснула. Больно не было, и крови почти не пошло. Я взял, края раны слепил и завязал. Покурил и просто пошел домой.

– То есть сам ты тоже предпочитаешь неестественный конец?

– Не дождетесь.

Вадим Кузьмин (Черный Лукич) – новосибирский музыкант

Сейчас народ очень пьющий стал. А тогда было очень красивое время. Мало пили, наслаждались творчеством, общением, друг другом. Вокруг все серое, менты, гопота, на улицу выйти страшно – полный пресс. Но мы держались друг за друга и были счастливы.

Егор и Янка – это такие отцы-основатели сибирского-панка. Но когда смотришь на подонков, приходящих сегодня на Егоровские концерты, то трудно поверить: неужели мы были отцами всего этого ужаса?..

Самиздатовская музыкальная пресса (1993 год)

С момента последнего опубликованного интервью Егора прошло ровно три года. Но сказать, будто все эти три года мы жили без «Обороны», нельзя.

Во-первых, постоянные слухи: Летов продает свои записи, а на вырученные деньги купил дачу… Летов вот-вот выступит в Москве… Летов повесился (дважды)… и так далее. Во-вторых, начали выходить его пластинки. Это было достаточно странно в свете предыдущих заявлений Егора о его нежелании хоть что-то продавать, но это было скорее хорошо… [Людей] не смущали даже запредельные цены. Говорили: «А чего вы хотели? Любите кататься – платите бабки!» И платили. Исправно. Самый первый вышедший диск сразу стоил 13600, треть месячной зарплаты…

Все эти годы Егора как бы не было, но истерия все равно продолжала нарастать. Есть люди, которые никогда «Оборону» не любили. Но куда больше таких, для которых Летов давно уже живое божество. Журналисты даже запустили термин «Гр.Об.– wave» – «Волна Обороны». Надо же хоть как-то обозначить шеренги апологетов, эпигонов, учеников, последователей и мемуаристов.

Миф окончательно вышел из-под контроля. Потерял связь с конкретным человеком Игорем «Егором» «Джа» «Дохлым» Летовым.

«… Я всплакнул… На самом деле. Такое вот развенчание кумира… Фотографии все сразу поснимал… Все, рокенролл закинчився! Хиба це не зрозумило ?!?..»

Приблизительно так можно резюмировать рассказ человека (далее буду величать его просто – Наш Корреспондент-1), после того, как он вернулся с акции «Русский прорыв. Руководство к действию», имевшей место в ДК им. Горького в Москве 12 декабря 1993 года. Слова, приведенные выше, относятся, как вы, думаю, уже поняли, к Егору Летову. Мероприятие вызвало необычайно сильный резонанс. Еще бы. «Там же Летов будет!»

С одной стороны, событие-акция было таково, что позволило говорить о Егоре, как о зеркальном отражении Кинчева, причем, скорее, со знаком «минус», так Доктор кажется честнее. Кое-кто, как например, Нашкорр и его соратники, поставил крест на Егоре… С другой стороны, непроизвольно в разговорах Летов стал упоминаться в прошедшем времени, как умерший. Когда поймал себя на этом, решил покопаться-разобраться: а все ли на самом деле так неожиданно (раз) и трагично (два)??.

Пора, пожалуй, предоставить краткое слово очевидцу (Нашкорру-1, ещё не забыли?)

…Ехали в Москву… у всех ни копейки… Начало концерта в пять. Я говорю, мол, если мы хотим туда прорваться, надо подходить раньше… Подъезжаем к часу, подходим к парадному ходу, рулим напрямую. Мы с Фрэнком проходим, за нами закрывают дверь… Приходит охрана, начинает «чистить» зал… Со служебного хода сидят девочки, проводят аккредитацию. Узнаем, сколько стоит билет. Двадцать тысяч! (Для несведущих: в белорусских «зайцах» это было тысяч восемьдесят, почти в три раза больше, чем минимальная зарплата)… У меня был пропуск бельгийский в лагерь (беженцев) – прозрачный пластик, фотография, я его на балахон булавкой цепляю, он висит… Мы тусуемся, мозолим глаза, к нам начинают привыкать, принимая нас за своих… Народ уже начинает наплывать…

Интерьер: посередине ракета возвышается, защитные сетки, пивные банки… На стенах – картины Вегелянского, свастики разные… Буфет, икорка… На сцене – баррикады из мешков с песком, опять же защитные сетки, задник – «Русский прорыв. Руководство к действию»…

Слышим: «Пресс-конференция». Кричу Фрэнку: «Доставай свой диктофон, пошли!»…»

ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИЯ (в сокращении, вопросы, касающиеся Летова)

Г. Гусаров: …Единственный человек, который может быть будет здесь спорной фигурой – он появится позже – это Жириновский. Он дал «лимон», но всю акцию сделал Егор Летов. Те, кто придут сюда по билетам, которые были по нынешним расценкам дорогие – десять тысяч… для них эта программа. Мы, конечно, волнуемся, это первая акция в рамках этого фестиваля, она выделит мощнейшую энергию и станет таким детонатором, который откроет совершенно новые имена и визуальной и аудиовизуальной культуры… Егорка Летов!

Егорка: Очень рад, что эта акция состоялась. Наконец-то мы все вместе, все наши здесь: и коммунисты, и националисты, и журналисты. И я. Все нормально.

Вопрос (дама – Летову): Ну, считаете ли вы, что подобная акция – это либо продажа изжившего себя человека, тем самым вождя, либо стремление к власти?

Летов: Если мы придем к власти, то очень будет хорошо.

Дама: Кто «мы», пардон?

Летов: Да, хотя бы те, кто присутствует сейчас на сцене. (В зале смех, аплодисменты.)

Вопрос (Летову): Допустим, те, кто сидит на сцене, пришли к власти. На какую должность вы рассчитываете?

Летов: Я бы и президентом не отказался.

Вопрос (остальным присутствующим на сцене): А вы не откажетесь, если будет президентом господин Летов?

Дугин: Президента не дам, а министра обороны – да! (в зале смех, аплодисменты.)

Нашкорр-2: Вопрос господину Летову. А ваше присутствие на этой акции – это не «великое рок-н-ролльное надувательство» (the great rock’n’roll swindle – поправка ред.)?

Летов: Нет.

Нашкорр-2: Господин Летов, как быть людям, которые пять лет жизни слушали Летова, слушали, что он говорит: «Я всегда буду против!» И как это, что сидит Летов, а рядом с ним куча «политиков», он же «всегда был против»?

Летов: Я не нигилист, отнюдь. Я всегда отстаивал ценности… убеждения отстаивал…

Давешняя дама из зала (истерично): Летов, что ты хочешь, я не пойму??!!

Летов: Песни мои послушайте, если послушаете, узнаете… Вся моя жизнь – это отстаивание пламенных, огненных ценностей!

Дама: А какие сейчас «огненные ценности» ты отстаиваешь??!!

Летов: Это – правда в первую очередь!

Дама: Какая правда вместе с Жириновским??!!!

Летов: Правда – она одна.

Нашкорр-1: Правда у каждого своя, вот идея – одна!

Вопрос (Летову): Ты говорил о правде. Тебе не кажется, что на абсолютную правду в последней инстанции может претендовать только Господь Бог?

Летов: На правду претендовать может каждый… каждый истиной живой! «Истиной живой» – это и есть Бог!

ПОСЛЕ ПРЕСС-КОНФЕРЕНЦИИ

Нашкорр-1 (Неумоеву): Ромыч, что делать с теми людьми, которые хотят сюда пройти, но остались за дверью?

Неумоев: Я не считаю, что билеты – это так дорого. Потому что люди в Москве тратят на «вмазывание» гораздо больше денег… Я считаю, что сейчас те люди, которые понимают, зачем это надо, они должны скопить, отдать последние деньги, тем более что это не такие большие деньги… Если люди спокойно идут на Майкла Джексона.

Нашкорр-1: 20 тысяч – это где-то 17 «баксов». В Беларуси – больше средней зарплаты хорошего рабочего…

Неумоев: У нас зарабатывают сто тысяч в России… По всем вопросам надо обращаться к правительству. Почему мы должны в таких условиях существовать?!

Нашкорр-1 хватает за рукав проходящего мимо Летова: Егор, тебе не кажется, что ты служишь приманкой для всех этих людей?

Летов: Я год уже с ними нахожусь. Я с ними собираюсь сотрудничать и дальше. Я счастлив, что я в такой компании оказался!

Нашкорр-1: А люди? Они стоят под дверью и не могут войти!

Летов: Они могут бутылку водки купить?! Так две бутылки водки – билет!.. (уходит)

Так закончилась пресс-конференция. Ноу комментс. Хотя билет – по московским ценам – стоил почти как десять бутылок водки (а не две), а это – не так уж мало. И не только на месяц, но и на два. Если, конечно, Летов не ожидал, что на него придут посмотреть одни алкаши. Или поклонники Майкла Джексона… Но необходимо вернуть слово Нашкорру-1, ибо самое интересное началось после пресс-конференции.

…Концерт же будет. Просунулись в зал… На протяжении всей конференции слышно было, как летели стекла. На улице – тысячи полторы… Начала настраиваться ИНСТРУКЦИЯ. Сидим. Вдруг прибегает ОМОН. «Встать! Всем из зала ВОН!!» Пытаемся не вставать. Подходят со списками, поименно… «С вами? Нет?? Вооон!!» И дубинкой по спине…. Всех выводят, организованно загоняют в гардероб… Человек пятьдесят, правда, в зал впустили из тех, что стояли на улице… (А все билеты были проданы – ред.)…

Выходим на улицу. Тех, которые были перед ДК, уже разогнали. Стоим, ждем… Ну, как обычно: погонят, потом будут пускать… Я еще думал: может Летов – он же тут определенной «веселой» властью обладает – выйдет, скажет, чтобы пропустили всех… Вдруг подъезжает автобус. Выскакивает оттуда взвод ОМОНа и – в нашу сторону… ОМОНовцы в бронежилетах, в касках, с дубинками, с газом… Где-то в воздух из автоматов лупят…

Все врассыпную. Я бегу, а сам думаю: «А чего это я бегу-то? Лучше создам впечатление, будто я — обычный прохожий». Голову — в плечи и пошел. Вокруг омоновцы догоняют панков, валят на землю и прямо тут ногами и дубинками. Мне тоже заехали пару раз…

Пытаюсь зайти назад в ДК… У входа стоят «скорые». Одна машина реанимационная, кто-то лежит уже под капельницей. Неплохо его ОМОН утихомирил!

Захожу в зал. В фойе играет музыка… Стоят люди. Заглядываю через плечо: на табуретке сидит Ромыч, играет на гитаре… Я от всей этой войны (…) просто! Вокруг всех месят, реальная кровь льется, а он сидит, на гитаре играет! На карачках рядом с Ромычем сидит Егор.

Все кричат:

— Егор, давай! Егор, пой!

Один пацанчик рядом сидит, обхватив лицо ручонками, и смотрит на Летова так, будто Бог на землю спустился. Девчонки фотографии к груди прижимают, ждут, когда им автограф дадут… Из туалета хлопца выносят… Там режут вены, потому что не могут поверить своему счастью: они видели самого Егора!

Егор взял гитару, спел «Моя Родина», «Все, Как У Людей»… К нему Манагер подбегает, за руки его дергает: «Автобус!.. Уезжаем в гостиницу!..»

А Малыша (один из попутчиков Нашкорра-1 – ред.)  какие-то московские панки подобрали (без сознания от нанесенных побоев  – ред.) занесли на поезд, вписали – билетов не было… Приехал, сразу пошел в больницу…

Акция – это массовое побоище, избиение людей, которые любили его (Летова)… Егор завоевал огромную славу. Деньги стали водиться, говорят, за «Прыг-Скок» дачу купил. Да, на проведение акции он «лимон» дал… Что еще надо? Услада души – власть!.. На костях безымянных добровольцев…

Реклама

25 responses to “Не сотвори себе кумира. О духовном и нравственном облике Егора Летова


  1. попытка статьи бывшей поклонницы Летова:

    Центральным телевидением («МузОбоз») и радио 19 декабря в Москве в ДК Горького был объявлен первый официальный концерт группы ГРАЖДАНСКАЯ ОБОРОНА. По-моему, все «гробоманы», кто узнал об этом (собралось около трех тысяч (!) панков со всей России), кто как, «по трассе» и «на собаках», съехались хоть раз в жизни увидеть ЕГО — поэта, песни которого нас разбудили! Песни, из-за которых мы и стали панками!

    Он пел: «Ржавый бункер — моя свобода!» О, как нам это было понятно! Мы знали, что политика — это «песня»: «Я убил в себе государство!» Что: «При любом госстрое я партизан, при любом режиме я — анархист!» — единственная правильная дорога в жизни…

    Он был вождем добровольной армии, другом, пионерской организацией, любимым человеком… Егор Джа Летов — на него молились!

    Он предал нас! Концерта не было, да и не могло быть! Его именем нас заманили в ловушку. В здание ДК не пустили никого. Там проходила пресс — конференция партии ЛДПР: Летов, Лимонов, Жириновский (двое последних не приехали). Даже тех «цивилов», которые купили билеты (на концерт, естественно, а не на пресс-конференцию) за 10 тысяч, «менты», улыбаясь, вытолкали дубинками, разрывая билеты. Потом уже те, кто попал внутрь (политики и журналисты), рассказали, что концерт (если это можно назвать концертом (Летов спел четыре песни), был.

    А мы не расходились, чего-то ожидая («это игра в осторожность, а я ни разу не играл в такую игру…»). Да и некуда было идти: москвичей среди нас было мало. Слова Егора (вышедшего на крики: «Егор! Хой!») для нас тогда еще что-то значили, а он сказал: «Концерт будет, стекла не бить!»

    Если вы верите в «честное слово» панков, поверьте, мы не били стекла! Это было спровоцировано какими-то нациками. Они ходили в толпе и спрашивали: «Че, на концерт пришел? Вот тебе концерт!» И били. «Менты» их почему-то прикрывали.

    Наши костры (зима, вообще-то, холодно) были почему-то расценены как приготовление к наступлению. Они помешаны на войне!

    А потом на нас напали омоновцы: травили газом, рвали майки с ЕГО портретом, падающих забивали «хакингами» и дубинками. Неужели ты забыл, Егор: «Очень трудно убегать… с бумерангом в голове и с мишенью на спине!» (Как потом оказалось, они были вызваны чуть не для подавления нацистского восстания!!! Для тех же, кто пришел на пресс-конференцию, мы были просто толпой хулиганов. Кто нас поставил меж двух огней?!)

    А он в это время давал интервью. Сказал, что собирается быть президентом этой страны! (Нас тебе было мало?) ТЫ перестал быть панком. Панк не может быть политиком!

    Следующий (что, такой же?) концерт обещал через месяц… Кто на него пойдет? Что он собирается там петь? Старые панковские песни? Или напишет гимн Жириновскому?

    Очень на это похоже. Мы — сами выбрали этот путь… Но, если нас всех наглючило, в этой стране начинается кошмар. Лично мы «уходим в подвалы и на подпольные «флеты». Егор, ты слишком много для нас значил! Мы не можем привыкнуть к мысли, что тебя больше нет! Каково нам жить с этой болью? Объясни, может, тебя самого подставили? Возвращайся, пока не поздно! Наш старый Егор!

    Младшим из нас 9-10, самим старшим 19. Мы еще не привыкли к предательству. «Иуда будет в раю!»? «Со времени Иисуса невиновных нет!»? Десять человек увезли в реанимацию… Что ТЫ наделал?!

    Мы оправимся, залижем раны, уясним уроки и вспомним родное пофигическое: «По барабану!» И будем жить дальше.

    А может быть, даже будем продолжать любить ЕГО песни. Песни, которые Он написал, когда был таким же, как мы. Потому что они уже принадлежат Нам, а не ему…

    Он предал сам себя! Свои песни и свою жизнь! Ну что же, счастья тебе в Новом, Президент фашистов, Игорь Федорович Летов!

    «А небо все точно такое же, как если бы ты не продался!»

  2. Да, вот такой он был, Егор Летов.
    Так он христианина из себя никогда не строил, если не принимать всерьез стеб о причислении себя к лику святых.
    Но, по любому, гениальный человек.
    Какие точные формулировки, как точно подчеркивал многие настроения и состояния.
    Я аналогов не знаю.
    Да эгоистичен донельзя, да в чем-то часто заблуждался, да истеричен.
    Но среди нас, называющих себя христианами немало таких. только с него спрос другой.
    Не суди и не будешь судим к нам обращено в первую очередь, а не к нему.
    Сейчас, уже будучи христианином, я со многими его тенденциями и взглядами не могу согласиться, но многие его песни считаю очень близкими и гениальными( на наших глаза, среди зараженного логикой мира, русское поле эксперимента, сквозь дыру в моей голове и масса других) . С выступлением Шевчука на видео полностью согласен.
    Настоящий, живой был человек.

    • Чикатило с Оноприенко тоже были и настоящие и живые люди, да вот падонки, жаль

  3. Павел Семин тоже живой человек. Жаль что *******
    ——————————————————
    Прощайте, господин хамло, с уважением, Ярослав, соадмин

  4. Да, вот такой он был, Егор Летов.
    Так он христианина из себя никогда не строил, если не принимать всерьез стеб о причислении себя к лику святых.

    Не могу согласится. Егор Летов объявлял себя христианином, атеистом и буддистом. Ближе всего он был, наверное, к буддистам, т.к. ни одна другая вера не может видеть спасение в окончательном самоуничтожении и смерти.

    Алескандр:
    В одном из интервью вы сказали, что считаете себя христианином, хотя и не принадлежащим ни к одной традиционной конфессии. Вопрос в следующем: как на ваш взгляд сочетается христианское мироощущение, основанное на терпимости и принятии мира таким, каков он есть с бунтом, разрушением законов мироздания, протестом и желанием изменить естественный ход вещей, в котором и состоит основная задача художника?
    Спасибо.

    Егор Летов: Почему Вы решили, что христианство — это смирение? Христианство — одна из самых бунтарских религий. «И будут двое против троих, и трое против двоих», «Не мир принес я вам, но меч», «Царство небесное силой берется»… Я потому и не приверженец какой бы то ни было ортодоксальной конфессии, потому что равно ценю все евангельские тексты, включая апокрифы.

    Из этого интервью видно, что ни Егор ни Александр, не знают о христианстве в принципе ничего: Александр считает христианством — толерантность, толстовство и поцефизм, Летов же, не видя в христианстве диаметральных расхождений с тем мировоззрением и мироощущением, которые он проповедовал, признает называет христианством сатанизм и ницшеанство.

  5. «Чикатило с Оноприенко тоже были и настоящие и живые люди, да вот падонки, жаль» — ну да, Летов мразь, пафосная и аморальная личность. Не люблю я ни его, ни его творчество. Даже не будучи воцерковленным. НО если считать, что творчество неразрывно с качествами личности, то Чайковского нужно запрещать за прораганду гомосексуализма, Бетховен — весь из себя нелюбимый вами «бунт против установившихся порядков» или как там. И вообще среди классиков порочность не исключение — исключение скорее христианская жизнь. Значит ли это, что верующим слушать можно только таких композиторов, независимо от качества их сочинительства?

    • Чайковского в этом самом обвинила одна его искренняя фанатка которой он отказал в заимности. Как говорил Златоуст лучше иметь дело с разгневанным драконом чем с разгневанной женщиной :)

    • Слухи о нетрадиционной сексуальной ориентации Петра Ильича появились после его смерти. Вроде бы он был влюблен в своего племянника Володю, очень похожего на него. И от этого своего влеченья сбежал в брак. Во всяком случае, Чайковский посвятил Владимиру Давыдову свою последнюю — Шестую симфонию. И сделал главным наследником, завещал основную часть авторских прав. Есть версия, что Чайковский даже покончил с жизнью.
      Прямых доказательств гомосексуальности композитора нет. В его письмах, а Чайковский переписывался с 600 лицами, эта тема даже не проскальзывает. Сексопатологи считают, что вся его жизнь — это сублимация, то есть замена сексуальной энергии творчеством. Композитор жил музыкой, и она ему давала то же, что и любовь
      http://gazeta.ua/ru/articles/history-newspaper/_petr-chajkovskij-byl-zhenat-tri-mesyaca/339129

      Что касается Летова, то тут дело даже не в том, что он довел ряд своих поклонников до суицида, что он постоянно отказывался от своих слов и говорил диаметрально противоположные вещи, что ради денег и бесперспективных мечтаний о политической карьере он подставил тысячи своих поклонников под удары ОМОНа, за их же деньги и даже не о том, что он пропагандировал наркоманию, крайний нигилизм и суицидальное мировоззрение, а о том, что он — при всем при этом являлся и является кумиром и образцом для подражания огромного количества людей.
      Вот в этом-то и проблема.

  6. «Чайковского в этом самом обвинила одна его искренняя фанатка» — странно, там есть в наличии пруфы, которые можно отследить, и ничего про фанатку http://ru.wikipedia.org/wiki/Чайковский,_Пётр_Ильич#.D0.A1.D0.B5.D0.BA.D1.81.D1.83.D0.B0.D0.BB.D1.8C.D0.BD.D0.B0.D1.8F_.D0.B6.D0.B8.D0.B7.D0.BD.D1.8C . поделитесь своими источниками, если вас не затруднит.

    А насчет Бетховена — он таки не классик, или не либерал с идеалами Великой Французской в монархической Австрии? Ведь современниками это иначе как бунт не воспринималось — можно было проблем с законом получить. Ну чисто рокер своего времени!!!

    Если трактовать вашу защиту Чайковского как признание тезиса о суждению творчества моральным образом творца, то:

    1) вы себя ведете именно что как типичный рокер с культом личности — двойные стандарты по выгораживанию своего кумира. где-то тут читнул, что авторы сами раньше по-року валили, даже какие-то «рок»-песни сочиняли (по факту банальное юношеское графоманство. во все времена такие «рокеры» бывали). Может вы просто сменили кумиров века сего, на кумиров классических, а рокерские повадки остались?

    2) всеобщность этого утверждения можно обосновать или основываясь на общих свойствах предмета, или перечислением всех элементов, о которых делается утверждение. Готовы, например, обелить ВСЕХ без исключения классиков? хочется надеяться, что не будете при затруднениях с этим делом, исключать из кслассиков всяких скрябиных по своему произволу.

    • Я стараюсь следовать правилу не сотворить себе кумира с кого угодно в т.ч. из класиков.

      Да, были у них грехи, но в основном в личной жизни.

      Проблема рокеров что они свое грязное белье «выливают» в свои песни, и этим они и популярны такое себе «шоу Нагиева с мордобоем» )

    • О Чайковском. Слухи о нетрадиционной сексуальной ориентации Петра Ильича появились после его смерти. Прямых доказательств гомосексуальности композитора нет. В его письмах, а Чайковский переписывался с 600 лицами, эта тема даже не проскальзывает.
      И вообще, Вам известен хоть один случай, чтобы какой-нибудь подросток, наслушавшись Чайковского, стал педерастом?
      А вот случаев становления несовершеннолетних фенов Летова панками, нацболами и анархистами, со всеми вытекающими отсюда последствиями, хоть отбавляй. Да и с чего Вы вообще решили что мы «фанаты Чайковского». Прослушивание классической или фольклорной музыки, которую мы противопоставляем современным направлениям, никогда не вызовет таких чудовищных искажений психики как фанатизм и поклонение автору.

  7. Ну во-первых суицид Игорь Федорович не пропагандировал, он говорил «Если слаб — уходи» это далеко не одно и тоже (в чем я обеими руками за). Во-вторых его публика оставляла желать лучшего,в большинстве своем малолетки с мимолетными экстремистскими побуждениями или желанием «оттянуться» причиной чему тяжелая музыка.(да сам Игорь Федорович относился к данной ситуации негативно). А как таковой Летов понят не был. А в природе его противоречий выступает сомнение, которое, как не странно может быть основоположником познания и мышления. В конце концов не меняют взгляды только идиоты. А так человек был умный, начитанный, много понимал, с чрезвычайной жизненной энергией. Великий я бы сказала… «Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить её пить», а если лошадь пьет из лужи, когда рядом чистый пруд — на то её воля.

    • Антоний

      «Ну во-первых суицид Игорь Федорович не пропагандировал, он говорил “Если слаб – уходи” это далеко не одно и тоже (в чем я обеими руками за).»
      Т.е., призывы к суициду только для слабых не являются пропагандой? Каак же тогда это назвать?
      «Во-вторых его публика оставляла желать лучшего,в большинстве своем малолетки с мимолетными экстремистскими побуждениями или желанием “оттянуться” причиной чему тяжелая музыка.(да сам Игорь Федорович относился к данной ситуации негативно).»
      Цитата из этой статьи:
      «Интервью Егора Летова (1996 год)

      – А как тебе сегодняшняя молодежь – та, что была на концерте?

      – Я надеюсь, что это хорошая молодежь. Вообще, сейчас ситуация очень плачевная в обществе. Пришло поколение совершенно бездуховное. Мы потеряли поколения два-три, совершенно точно. Приходит поколение подонков.

      – А ты видишь, как это можно изменить?

      – Вот я и пытаюсь. (Например, слова из песни «Система»: Я сяду на колёса — ты сядешь на иглу.- В.О.) Для этого нужно создать определенное движение пассионариев. Сейчас я не тешусь никакими надеждами и иллюзиями по поводу ближайших лет. Сейчас, если сравнивать с революцией 17-го, мы находимся году в 1860-м.

      – Не пугает, что на концертах одни подростки?

      – Так они же вырастают. У них же что-то остается.

      – А вы не задумывались, что они ходят не потому, что что-то понимают?

      – Это хорошо очень, я как раз вот этого и добиваюсь.
      Это, по-вашему, негативное отношение? По-моему он был совсем не против молодежи. Про соблазн «одного из малых сих» не слышали?
      «А так человек был умный, начитанный, много понимал, с чрезвычайной жизненной энергией. Великий я бы сказала… »
      В чем его великость? В том, что он писал однообразные песенки без мелодии, с грохочущими звуками, примитивными текстами с матом?
      “Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить её пить”, а если лошадь пьет из лужи, когда рядом чистый пруд – на то её воля.
      Может быть, самому не стоит становиться грязной лужей, чтобы из нее пили, а стремиться стать чистым прудом?

    • Виктор О.

      «Ну во-первых суицид Игорь Федорович не пропагандировал, он говорил “Если слаб – уходи” это далеко не одно и тоже (в чем я обеими руками за)».

      1) Обычно посыл оратора, идеолога или проповедника состоит из двух частей: 1) обнажить перед аудиторией требующую немедленного решения проблему, 2) указать возможные пути решения и призывать к действию. Иными словами, пробудить человека, показать ему что дом, в котором он живет на самом деле тюрьма, и объят пламенем и указать ему путь ко спасению из этого огня и тюрьмы.

      Разумеется чтобы достичь этого сильная энергия и полная эмпатия публики просто не обходимы , чем Егор Летов обладал просто в переизбытке. В таких его песнях как «Тоталитаризм» , «Армагеддон попс», «Никто не хотел умирать» и пр. чувствуется явное обнаружение беды – с нашим миром что-то очень сильно не в порядке. Оставлю за скобками его просто безжалостную и бесчеловечную манеру исполнения и совершенно не мыслимые тексты вроде « я хочу вас мальчики…! я хочу вас девочки…! мама, б…!» и признаю, что «пробудить» свою аудиторию Егорка смог. Да вот только дальше что? В его жестоких и гротескных описаниях жизни, жизни как таковой в общем-то и нет. Есть ужасы перманентной бойни и торжество несправедливости, Счастье, любовь, преданность и надежда в егоровском мире не возможны: «как убивали так и будут убивать, история не знает что б хоть раз была свобода, так будет всегда!», поет Летов, отрицая этим как либеральные надежды на «справедливое общество», так и Православную эсхатологию спасения и великого рассвета жизни, грядущего на смену сгущающемуся мраку ночи.

      Как должен вести себя человек слушающий ГО: просто кайфовать под жесткие ритмы и душераздирающие вопли «Все идет по плану!», «Джа на нашей стороне!», «пыльно-мокро, скользко-сыро!», «Все летит…!» или же принять весь этот смертехвалебный бред всерьез и верить в то, что в могиле его ожидает «Вечная весна», приближающаяся к нам смерть есть повод для истерической радости и оптимизма и что можно в одночасье уничтожить это «поле экспериментов» (да что там – весь мир!) просто наложив на себя руки?
      2) Будучи на пике славы Егор Летов заявил во всеуслышание о своей любви и «трогательном отношении» к наркотикам и водке.

      «А так человек был умный, начитанный, много понимал, с чрезвычайной жизненной энергией. Великий я бы сказала…»

      Для Вас (и для меня когда-то) он был велик, но ведь история знает много великих людей, принесших человечеству столько зла и страданий, по сравнению с которыми проделки всех остальных «не великих людей» вполне незначительны. Касательно же ума и начитанности Летова, то тут, помню, мне приходилось сильно удивляться, когда я читал его интервью и ответы на вопросы поклонников и журналистов. Все не мог понять: как такая начитанность и эрудиция может сочетаться с заявлениями о том, что СМИ и массовая культура отнюдь не влияют на формирование молодежи и что испортить человека научив его злому нельзя? Теперь то я уже понимаю, что сам Летов не сильно заботился о логике своих слов: «воробьиная, кромешная, отчаянныая хищная стая», голосящая в Егоре сегодня голосит одно, а завтра другое, только лейтмотив общий (смерть, повсеместное зло, ненависть, самоубийство, наркотики)

      Мне часто говорят что я понимаю слова слишком буквально. Мол, если автор говорит «люблю смотреть как умирают дети», «мы живем что бы сдохнуть», «пей мужик пропивай что есть!», или еще что-то в таком духе это значит что он против этого зла и вообще хотел сказать, о высших материях, любви к природе и философии».
      На это я отвечаю, что я мыслю и разговариваю на простом русском, человеческом языке, а не новоязах Оруэлла. Для меня война – это война, а мир – это мир, по этому мне важно ЧТО и как сказал автор, а не то, что он якобы пытался выразить на языке понятном только ему и отдельным представителям «интеллектуального меньшинства».

      «В конце концов не меняют взгляды только идиоты… Можно привести лошадь к водопою, но нельзя заставить её пить”, а если лошадь пьет из лужи, когда рядом чистый пруд – на то её воля».

      Судя по Вашим последним словам, Вы человек не глупый. И мне прямо таки не хочется верить в то, что Вы считаете творчество Егора Летова «чистым прудом» и альтернативой грязной лужи. В нашей жизни и так очень много зла и ненависти, и без свирепых воплей и забоев «монстров рока», как они себя называют.

  8. Евгений Ковалев

    Много воспоминаний о некогда испытанных чувствах, и, к сожалению, даже отголоски тех чувств посетили меня, после прочтения этой статьи. Мысленно я невольно перенесся к тем временам, когда являлся фанатом творчества этого монстра. Оно глубоко уязвило мою душу, камнем тянуло ее в бездну ада. Возможно, для кого-то Егор и был просто музыкант, певец, но меня «зацепило по черному». Постараюсь пояснить, что я имею в виду. Я был уверен, что он пророк, чувствовал силу, исходящую через него, был увлечен ею; снова и снова слушал его песни, находил в них какой-то новый смысл, а сам больше и больше замыкался в себе. Я утверждаю, что это и есть основная цель творчества Игоря Федоровича Летова — отлучить человека от других людей, от Бога, от реальности; закапсулировать человека в душный кокон одиночества, обмануть, лишить надежды и оставить барахтаться. Извините, за излишнюю образность, не могу выразить свои чувства иначе. Ни у кого из товарищей Летова не было такого страшного «дара», их песни были глупыми, хулиганскими, бредовыми или наивными, но человеческими, а Егор транслировал демоническую энергию гения, управлявшего им.
    Благодарю Господа, что помог мне вырваться из этих сетей и прошу всех поклонников ГО поверить мне , что в песнях Летова содержится реальная смертельная опасность для вашей души. Знайте, есть другая прекрасная жизнь, жизнь с Богом. Попробуйте узнать ее и убедитесь сами.
    Хочу выразить свою поддержку и благодарность авторам Анти-Рок-Культа. Замечательный сайт, дествительно полезный, судя по комментариям.

    • Прекрасный ассоциативный ряд в описании личного восприятия ! Подобное испытал и я в свое время. Полагаю, что смерть этого иудея, малая утеха. Он выполнил свою задачу и самоаннигилировал в чистилище. Альбомы его гробовой студии, (обитель зла в виде хрущёвки) переиздаются «наследниками творчества» и успешно ходят по стране, обретая новых фанатов «новой веры и правды» в лице этого «пророка». Он мог умереть десятки раз еще в детстве имея слабое здоровье, мог навсегда остаться в стенах сумасшедшего дома в форме бессознательной массы белка, овоща. Но нет, он решил задачу, достиг цели и поставил точку. Даже не точку-многоточие, перед мигающим курсором в окне объективной реальности без возможности нажать «delete»…
      P.S. Иногда я всерьез задумываюсь над тем, можно ли было сделать что нибудь много лет назад, чтобы из этого человека не выросло и не сформировалось то чудовище которое мы знаем по истории мифов его обороны http://gr-ob.com/?page_id=13&mode=photosingle&img_id=314

  9. ЕГОР КРУТ ЧТО НЕГОВОРИТЕ ЕГО МНЕ СЛУШАТЬ ХОЧЕТСЯ ВАС НЕТ ОН ПЕЛ НЕ О ВЫДУМАНОМ А О ОКРУЖАЮЩЕМ И ПЕСНИ ЕГО ДОБРЫЕ КРИЧАЩЕ ДОБРЫЕ СРЕДИ ЭТОГО ВСЕГО НЕВРУ ВАМ СКОЛЬКО ЛЕТ ПРОШЛО А СЛУШАТЬ НЕКОГО БОЛЬЩЕ ДАЛЬЩЕ СЛЕДУЕТ НЕНОРМАТИВНАЯ ЛЕКСИКА НЕ ДЛЯ ВАШИХ МОЗГОВ ТАК НАЗЫВАЕМЫЕ СЕБЯ НАСТОЯЩИЕ ВЕРУЮЩИЕ

    • сплошной фанатский бред… соглашусь,людям свойственно ошибаться(особенно в молодости),но со временем нужно расти,видеть ошибки,признавать их,анализировать… для своего же блага… а не оставаться на месте… когда-то в 90-х возможно сложнее было это осознать,сейчас же есть много информации,глупо жить в том навязанном мрачном мирке…

  10. У меня к статье (к автору статьи) есть два-три вопроса.
    Почему так много моментов в тексте, касающихся бытовой, скажем так, стороны Летовской жизни — наркотики, авторитарность в общении, но нет ни слова из его же интервью, где он говорит о своей любви к гностикам? Кажется, это важно. Кроме того, нет ни слова про его увлечение экзистенциализмом, в том числе, в сартровском изводе. Интервью, где Летов говорит про «идеи Достоевского», вдохновлявшие его, — скорее, речь там идет об идеях героев Достоевского. Кириллова, чуть ли не Ставрогина. Такое понимание творчества ФМ, кстати, свойственно как раз французскому экзистенциализму («Человек бунтующий» Камю). Кроме того, о последнем альбоме ГО — ни слова. А ведь тема интересная, потому что он сильно отличается от всего предыдущего творчества Летова — и в то же время и там «все та же песня». Это ни в коем случае не претензии, напротив — пожелания. За статью и сайт — спасибо. Не скажу, что все материалы мне близки и я со всем согласен, но интересно.

  11. Стёпчиг
    Мрачная личность видит всё в мрачных цветах. А я вижу всё в многоцветье природы, ибо металлист и пантеист.

  12. >А я вижу всё в многоцветье природы, ибо металлист и пантеист.

    человек, гордящийся семью цветами зримого спектра — лицо нью-эйджа и потребления

  13. Эдгар Аллан По был алкоголиком, Байрон и Бетховен — крайне невыносимыми людьми, Бодлер в юности был развратником (умер от сифилиса), алкоголиком, и наркоманом. Много таких примеров. Художник может быть каким угодно человеком, главное что бы он был верен своему делу.

    • Творчество По, Байрона и, особенно, Бодлера в духовно-нравственном плане является, мягко говоря, сомнительным. В случае с Летовым творчество и личность явно пересекаются. Я не согласен, что творчество и художник представляют некую высшую ценность и не подлежат нравственной оценке. Важно и то, кто творит, и то, что он творит.

  14. Спасибо вам за содержательную статью. К Летову и его творчеству отношусь отрицательно, ничего кроме отвращения не вызывает, есть в нем какая-то грязнотца.

Добавить комментарий

Заполните поля или щелкните по значку, чтобы оставить свой комментарий:

Логотип WordPress.com

Для комментария используется ваша учётная запись WordPress.com. Выход / Изменить )

Фотография Twitter

Для комментария используется ваша учётная запись Twitter. Выход / Изменить )

Фотография Facebook

Для комментария используется ваша учётная запись Facebook. Выход / Изменить )

Google+ photo

Для комментария используется ваша учётная запись Google+. Выход / Изменить )

Connecting to %s