Lumen, Ария, Слот – разбор великих текстов «русского рока»

kvartirnikВ настоящей статье рассмотрим «под лупой» некоторые песни «русского рока», постараемся определить, что в них привлекает аудиторию, их смысл и особенности, их фактическую ценность.

Первой песней станет песня Lumen «Гореть». По мнению некоторых фанатов коллектива, это его лучшая песня. Однако если она лучшая, то какова тогда худшая? Не в смысле, что она очень плоха. Но это обычная песня под акустическую гитару. Как говорят поклонники «русского рока», тут главное не музыка, которую в данном случае нельзя причислить к рок-музыке, а тексты и душевность. Посмотрим на эти параметры.

Видно, что песня писалась в период тяжелой депрессии: «Мне кажется, что мы давно не живы – зажглись и потихоньку догорим». А уныние, согласно Христианскому учению, является смертным грехом. Из этого образа рождается своеобразное нездоровое восприятие мира: «Когда нас много начинается пожар, / И города похожи на крематорий и базар». В припеве оно уже подаётся в качестве «философии» (там же прослеживается мотив борьбы за свободу): 

Мы можем помолчать,
Мы можем петь.
Стоять или бежать,
Но все равно гореть.
Огромный синий кит
Порвать не может сеть.
Сдаваться или нет,
Но всё равно гореть!

В конце, исходя из этого нерадостного видения реальности, делается светлый альтруистический посыл, но от этого муть не перестаёт быть мутью: «Гори, но не сжигай, / Иначе скучно жить. / Гори, но не сжигай. / Гори, чтобы светить».

Автор чётко отделяет себя и слушателя от остальных людей: «И все привыкли ничего не замечать. / Когда тебя не слышат, для чего кричать?»; «И если ты вдруг начал что-то понимать, / И от прозрений захотелось заорать, / Давай, кричи! Но тебя могут не понять  –  / Никто из них не хочет ничего менять». Что другие должны замечать? Какие прозрения? Что понимать должен слушатель? Понимать «что-то», неопределённое «что-то», и это мутное «понимание» ставит его выше окружающих. А желание орать разве адекватная реакция на осознание каких-либо вещей?

Люди, убеждённые, что в подобных песнях сокрыт глубинный смысл, что рассчитаны они на думающую аудиторию, путают по-настоящему глубокое содержание с претензиями на него, слова «быть» и «казаться».

В художественном отношении рассматриваемый текст, мягко говоря, не представляет ничего особенного, а некоторые строки откровенно неудачны: «И снова небо замыкает на себя слова и провода. / И снова с неба проливаются на нас ответы и вода». Не лучше  было бы: «падают ответы»?

Депрессивность как элемент «душевности», муть в качестве философии, претенциозность вместо нормальной осмысленности, вдобавок сомнительная эстетическая ценность. Для определённой категории слушателей это бесспорно выдающаяся вещь, но им гораздо лучше было бы стать более разборчивыми, что пойдёт только во благо.

Второй песней для анализа я выбрал «Грязь» Арии, многократно приводившуюся в комментариях на нашем сайте Anti-Rock-Cult. Немало рокеров истолковывало её как глубокую вещь непременно с положительным смыслом. Что ей только не приписывали: что это обличение жены, беззаконно выставившей за дверь мужа; что она «заставляет задуматься» над проблемой морального падения людей, наделенных властью в целом, о том, как развращает власть. Такое ощущение, что эти люди любые (или не совсем любые) помои под вывеской рока готовы рассматривать на наличие глубокого правильного посыла и обязательно таковой обнаружат. Но мы несколько забежали вперёд. О чём в действительности эта песня?

Обложка альбома Арии «Генератор зла», где появилась песня «Грязь»

Обложка альбома Арии «Генератор зла», где появилась песня «Грязь»

Женщина выгнала мужчину из дома, того отнюдь не тяготит, что виноват он сам: «Все решат, что это твой каприз, / Повтори его на бис», – и он направляется в бордель. Проститутка, которую он выбрал, в отличие от его второй половины «молчит,… не пьет, / Не теребит, не пристает. / Она послушна и умна, / Все умеет, что уметь должна». Припев выражает восторг оскотинившейся мужской особи:

Какая грязь, какая власть!
И как приятно в эту грязь упасть,
Послать к чертям манеры и контроль,
Сорвать все маски и быть просто собой.

Есть ли основания считать данную песню философской, затрагивающей серьёзные проблемы, будь-то развращение человека властью? Нет, текст к этому не располагает. Является ли посыл песни высокоморальным, обличающим порок? Нет, он утверждает моральное разложение. И с какой стати песня должна оказаться глубокой и высокоморальной? Почему бы тогда не быть таковыми песням о вечеринках и поиске девочек на ночь?

Кто-то скажет: «А я воспринимаю её смысл по-своему!» Если бы он ел испорченную пищу, думая при этом, что ест полезную еду, изменилось бы что-то от его восприятия? Духовная и душевная отрава также останется неизменной.

Некоторые преподносили песню Арии как обличительную, и третья песня в текущей подборке будет содержать обличение и рокерский протест в полной мере. Встречаем «R.I.P.» группы «Слот».

Музыкально это отечественная попса, причем в жутковатой форме. Не очень радует туповатая манера читки вокалиста и рэпера рок-группы. Вокалистка Нуки тоже восторгов не вызывает, но воспринимается лучше.

Дария «Нуки» Ставрович, вокалистка группы «Слот». Неформальные атрибуты: дреды и пирсинг, – явно отрицательно сказываются на внешности девушки

Дария «Нуки» Ставрович, вокалистка группы «Слот». Неформальные атрибуты: дреды и пирсинг, – явно отрицательно сказываются на внешности девушки

Песня  посвящена певице Эмми Уайнхаус, погибшей от алкогольного отравления. Название «R.I.P» – принятое сокращение от «rest in peace» («покойся с миром»). Вы, наверное, догадываетесь, что тут вряд ли имеются в виду сожаления по поводу преждевременной кончины.

Начинается всё со знаменитой мысли, что мир – театр, а люди в нем – актёры. Я с этим утверждением категорически не согласен. Конечно, есть те, которые носят маски, но они сами выбирают такой путь. Хотя знаете что? Я и не буду особо полемизировать в виду того, насколько второсортно это подано в тексте:

Мир — ненормальный сериал, ну а люди в нем – актеры.
Велик ты или мал. И народ, близиться восход, цейтнот.
Мы по сценарию снимаем 530-ый эпизод.

Я не завидую рэперу. Об этот текст можно глаза сломать, а ему надо исполнять откровенно некачественный материал с полным разбродом рифмующихся частей. После уроков дешёвой философии нас как бы вводят в курс дела:

Она – певица, богиня шприца.
Папарацци, полиция, бухло, гастроли и больницы.
Будто бы снимается кино
«Серийная самоубийца».

Типа основательно всё рассказали. Для их рокерского «обличительного надзора» это, похоже, не особо важно.

Далее обращение к покойной: «Rest in peace, сломанный компромисс / С невыносимым «я» и легкостью бытия». Во втором куплете переходят к открытому глумлению. Автор текста берёт выражение «убить в себе кого-то» и в силу своей интеллектуальной незрелости обращает всё в балаган: «Погасила нимб, убила в себе Бога. / Но и Бог с ним, этот Бог был такой недотрогой». Для «Слота» богохульствовать не впервые. Например, в песне «Trinity» они хулили Святую Троицу. «Потом убила в себе гения, мать – потом, / И не осталось так кого там убивать. / Вот облом. / Не найти на карте винный дом…» «Винный дом» – это их перевод фамилии певицы Уайнхаус (Winehouse), так что здесь сарказм.

Ближе к завершению произносятся известные и просто очевидные истины, хорошо хоть без особых претензий: «Жизнь движение. Если некуда вверх, то придется вниз»; «Саморазрушение происходит с нами при движении вниз».

Могло ли из этой идеи выйти что-то хорошее и даже стоящее? Вполне. Можно было сделать поучительный рассказ о том, к чему приводит беспорядочный образ жизни, необязательно «звёздный», или драматическую историю о загубленной судьбе и причинах, приведших к трагедии. Но Слот не интересовали конструктивные направления, в итоге и первый и второй приведенный вариант реализованы плохо, если реализованы вообще.

Я не интересовался ни личностью, ни творчеством Эмми Уайнхаус и ничего не могу сказать об её «невыносимом “я”», но эго того, кто писал текст, ощущается прилично. В самомнении, злом обличении и уничижении, в желании быть учителем жизни, даже если учишь чему попало. Смерть популярной исполнительницы была воспринята сквозь бунтарское мироощущение музыкантов-неформалов. Кому-то результат покажется интеллектуальным и тем, чему надо следовать. В действительности это ни то, ни другое, а рокерский протест в своём неприглядном виде.

На этом наш небольшой разбор завершается. На его протяжении нас всячески учили жизни, проталкивая какую-то мутную философию, претендовали на глубокий смысл, им не обладая, выражали протест и преподносили разврат. Обозреваемые песни не стоят особняком в «русском роке» и в рок-музыке вообще (среди них есть даже признанные хиты) и их определённые выявленные нами черты принадлежат жанру в целом. Можно делать соответствующие выводы, а при случае увидеть иную рок-песню в аналогичном ключе. В дальнейшем разборы песен рокеров продолжатся.

Антон Тарасюков

10 responses to “Lumen, Ария, Слот – разбор великих текстов «русского рока»

  1. «Обозреваемые песни не стоят особняком в «русском роке» и в рок-музыке вообще» — Metallica — The unforgiven, Deep Purple — Child in Time, Megadeth — Symphony of destruction, Dream Theater — Another day, Slayer — Angel of death (вот говорят,мол, фашисты, то, сё, а я как прочитал текст, так еще больше убедился в аморальности фашистов), Pink Floyd — Time, Queen — Show Must Go On, Black Sabbath — Black Sabbath (песня, очевидно, о наказании за грехи) — все хиты, довольно известные, а теперь придеритесь к тексту ))

  2. Знаете, хотела я разобрать эту статью, правда, хотела! А потом подумала — зачем? Я не люблю эти группы, более того, я не представляю, с чего это они вдруг стали «стоять особняком в роке-музыке вообще»? Скажем же честно, ни Слот, ни Lumen звезд с неба никогда и не хватали. Нуки едва петь умеет, так они еще и репера туда позвали! А ругань в песнях Lumen и примитивные мотивчики с простеньким содержанием — это ж вообще кошмар! У меня только один вопрос: что за «враг народа» выбрал эти песни? Кто вообще выбрал эти группы? Арию я не трогаю, вроде группа и заслуженная, но слушать невозможно совершенно (на мой взгляд).

    Мне просто интересно, почему бы не взять какие-нибудь хорошие группы, например Король и Шут? Да, в их песнях есть и вампиры, и ведьмы с колдунами, но они не превозносят их, а просто рассказывают сказки (как про бабу ягу), предлагая сделать вывод самим, а не навязывая «мутную мораль». А сколько у них песен про любовь: тут и немного шутовская песня «Бедняжка», и «Наблюдатель», и лирические «Забытые ботинки» с «Девушка и Граф», и просто прекрасная «Париж — домой», где герой понимает, что любит, и страстно желает возвратиться домой, и «Стальные кандалы» из личного альбома Князя, и немного печальная песня «Прыгну со скалы» (хотя я не думаю, что он бы прыгнул, это скорее было из разряда: «Вот, ты на меня не обращаешь внимания, а я прыгну со скалы, и ты поймешь как много потеряла» — почти точная цитата из песни)) И таких песен еще много! Вот эта группа действительно держится особняком в русском роке, в отличие от всяких Слотов. Это классика русского панк-рока. И слушать их приятнее, well, мне по крайней мере. Да, у Горшка был несколько необычный образ, эта импровизированная корона и проблемы с передними зубами… Но никто не запрещает же играть кощея бессмертного и бабу ягу, например, в театре, верно?
    А образ жизни — это личный выбор каждого, в их песнях нет и слова о наркотиках, поэтому ворошить ту большую трагедию, я не вижу смысла.

    Вы как будто нарочно показываете только плохую сторону рока. Я привела вам в пример хорошую группу и кучу их песен, самого что ни на есть положительного содержания! И я уверена, если бы я так скоро не увлеклась зарубежной музыкой, то таких групп привела бы вам еще больше! Вы сказали, что будете обозревать еще, так я надеюсь, что вы посмотрите что-нибудь хорошее, а не нечто непонятное вроде Слота или Lumen (нет, серьезно, они же даже своих нормальных концертов не дают, какой особняк из них?)

    В общем, как всегда вышло очень длинно, но мне просто обидно за русский рок. У нас так мало достойных групп, так вы еще специально всем показываете только плохое… Просто обидно.

  3. Дорогой автор, который написал этот «прекрасный» текст, а не считаете ли Вы, что в своей статейке оскорбили действительно хорошие группы, которые поют и высказывают свое «я» в текстах? А то, что Вы называете давно признанных рок-музыкантов «попсой», то это уже просто оскорбление. Простите, а почему Вы не написали кого сами слушаете? Можно было бы разобрать философский смысл в ваших любимых песнях. И да, здесь Вы задели мои чувства, и, к сожалению, вам плевать на это. Просто знаете, то что Вы не миритесь со вкусами других людей, а уж тем более с творчеством музыкантов, явно говорит о Ваших нехороших манерах. Поэтому я желаю Вам добра и счастья. Надеюсь, что Вы не столкнетесь с тем, что Ваши вкусы будут обливать грязью.

    • Если Вы не отличаете или не хотите отличать оскорбления от анализа и критики, то я ни чем не могу помочь.

  4. у автора какие то проблемы с самомнением видимо… это мало похоже на критику на самом то деле… даже при том, что творчество данных коллективов мне не близко… читать не приятно потому, как анализ этот больше похож на попытку поумничать и постремать группы… ничего особо интеллектуального… а уж фразы типа… на мой взгляд эта строчка неудачная… это вообще забавно)

  5. А вот вам психиатрическая раскладка по вокалистке слот:
    http://slotnookieetru.ucoz.ru/index/ditja_somnitelnogo_veka/0-4
    А последние их альбомы так бесовщина в полном виде.
    Т.е. эта группа сатанистов-каббалистов.
    Сектанская музыка.

  6. Вы критикуете эти песни полностью предвзято. Все песни у вас априори плохие. Вы даже не пытаетесь смотреть с другой стороны — «Кто-то скажет: «А я воспринимаю её смысл по-своему!» Если бы он ел испорченную пищу, думая при этом, что ест полезную еду, изменилось бы что-то от его восприятия? Духовная и душевная отрава также останется неизменной.»
    Ваши суждения — не константа. Вы как незрелый и упрямый подросток. Если чьё-то мнение и взгляды отличаются от ваших, то они точно ересь.
    Эти группы я не слушаю, разве что пару песен Арии и Слота. Про Слот по большей части согласен. Я их иногда конечно слушаю, но просо как музыку, без серьёзного восприятия текста и уж точно без поиска глубинного смысла в нём. Тексты у них бывают бредово сложены, в этом Вы правы. Но Слот — не весь русский рок.
    Про Арию мне толком сказать нечего, но к песне Вы зря придрались. Опять же посмотрели через свою призму антирока. Что если в песне просто рассказывается история, как это делают КИШ? Может в ней говорится, что проститутка куда приятнее чем капризная жена? Как бы говорится, что женщины должны быть покладистей и слишком сильно норов не показывать. Это не значит, что женщин унижают, а просто говорит о необходимости большей снисходительности к мужу.
    На песню Lumen вы тоже явно не теми глазами смотрите. О группе ничего не знаю и это первая услышанная мной их песня.
    Неужели до вас не дошло, что горение здесь — жизнь. Просто замените «гореть» на «жить». Лучше стало?

  7. У вас интересная точка зрения. Но мне интересно почему именно рок? что-то личное? Почему вы не критикуете ересь РЭПа и других полоумных жанров музыки? Вы знаете, рок наиболее близок к классике? Вы яростно отстаиваете свою точку зрения, словно в этих песнях оскорбили именно вас. Возможно эти песни для многих не кажутся идеальными, но это порыв души автора. Если вы такой правильный, то почему на ваши концерты не приходят десятки тысяч людей? я уверен, что среди тех, кто слушает музыку, которую вы считаете аморальной есть и мудрые люди, и глупцы, верующие и атеисты, но это не значит, что эта музыка плохая. Мир не идеален.

Оставьте комментарий