Музыка может исцелять и убивать

Почему музыка обладает такой притягательной силой и обаянием? Какое действие производит звук на психику человека? Существует ли органическая связь между музыкой и математикой – царицей наук? Эти вопросы ставили перед собой уже древние философы, но они не менее актуальны и в наше время.

Представление о музыке, как гармонии и структуре миров, проходит через античную философскую традицию от Пифагора до Платона и его преемников. Надпись над воротами академии Платона гласила, что сюда войти может только тот, кто изучил музыку и математику: без знания этих предметов постигнуть философию невозможно. Характерно, что покровитель философии Аполлон изображался с лирой в руках.

Для пифагорейцев движение звезд и солнца звучало как таинственная музыка небесных сфер и песнь космоса. По преданию, живший еще до Пифагора певец и музыкант Орфей мог укрощать своей игрой диких зверей (аллегория человеческих страстей). Смерть Орфея также является мифологемой и символом: его убивают и разрывают на части разъяренные вакханки, так как своей музыкой он мешал им предаваться демоническим экстазам и эротическому неистовству.

Музыка не только гармонизирующая сила, это тайноведение мира и человека. Древние врачи умели посредством музыки исцелять болезни; они подбирали для больных мелодии с такой же тщательностью и осторожностью, с какой приготовляют лекарства. Считалось, что каждому органу человеческого тела соответствует особый звук или сочетание звуков. Звуками можно исцелять и убивать. В древности на Востоке был особый вид мучительной казни: человека подвергали продолжительной, несмолкающей какофонии звуков; громкие, ревущие, диссонирующие звуки подавляли и разрушали жизненные ритмы его организма, он терял сон, сходил с ума и умирал, как бы таял на глазах. По загадочным словам Платона, музыка способна разрушать государства.

Музыка самый интимный, непосредственный вид искусства, где особенно четко проявляются гармония и ритмы. Но музыка должна присутствовать также в живописи, поэзии, скульптуре и архитектуре, так как земная красота и гармония это отсвет вечной метафизической красоты.

Надо сказать, что с античной традицией перекликаются концепции некоторых современных философов. Знаменитый философ и искусствовед Лосев специально занимался теорией музыки для своих философских работ. Основатель абстракционизма, художник и теоретик искусства Кандинский считал звук аналогом идеи Платона. Согласно этим понятиям мир – это воплощение звуковых гамм, музыка, трансформировавшаяся в материю, огонь, ставший веществом. Звук это логос предмета и его язык: все живущее поет, все существующее звучит. Звук – связь миров, от атомов до галактик. Звуковая вибрация является онтологией предметов, их сутью и самовыражением. Живописец должен услышать музыку предмета – его песнь о себе – и переложить звуки на полотно через краски и линии. Если это ему удастся, то его картина будет обладать особым мистическим очарованием.

Декаданс современного общества отразил себя в искусстве и особенно в музыке. Такой вид музыки как рок это демоническая мистерия, образ смерти и распада. Рок-музыка парализует ум, извращает чувства, погружает душу в наркотическое состояние, как будто водит ее по кругам ада. Эта музыка – предчувствие приближающихся катастроф и гибели человечества. Рок – огненная лава, которая выплескивается из преисподней на землю, потеря Логоса, как вечного света, и погружение души во мрак хаоса; это пляска сатаны на обломках разрушающихся миров. Как заклинатель вызывает змей из нор, так рок-музыка пробуждает драконов, гнездящихся в темных расселинах человеческих душ.

Рок-музыка это протест и восстание против всех законов и традиций, как тирании над человеком. Первый протест прозвучал на небе из уст сатаны, который возомнил себя богом, забыв о своей тварной ограниченности. Это было духовным самоубийством первоангела, как протест против того, что существует Бог. В рок-музыке звучит как эхо восстание сатаны и грохот его падения. Здесь человек переживает возобновление союза с демоном, который в древности заключил Адам.

В рок-музыке человек отождествляет себя со своим подсознанием, звериными инстинктами, лежащими на дне его души. В диссонирующих звуках рока воплощена ненависть к Богу и Его законам, любовь к сатане, поправшему все законы. Здесь даже не победная песнь о мнимой свободе и призрачном торжестве зла на земле, а безысходная тоска и судороги отчаяния оставленности и отреченности – это реквием о сатане и человечестве.

Рок-музыка это философия абсурда и красота безобразия, бегство в себя, желание скрыться от мира в мусорном ящике, и замена обычных норм общения цинизмом и беснованием. Это злобное отрицание врожденной нравственности и эстетики, как древней лжи, и замена их культом уродства и бесстыдства, как новой религией.

Рок-музыка это замена образа Божия в душе образом падшего первоангела. Звуки рок-музыки подобны кисти безумного художника, который рисует темный лик сатаны как икону на стене разрушенного храма. Конвульсирующие звуки рока, похожие на стоны, хохот и вой – это мистика ада и магия извращенных страстей; это судороги и хрип предсмертных мук, слезы невыразимой боли, и бесовский смех над могилой человечества.

Рок-музыка похожа на вальпургиеву ночь, которая опустилась на землю. До нас дошли описания сатанинских шабашей средневековья. Колдуны и ведьмы в вальпургиеву ночь собираются на свой зловещий праздник. Среди них колоритная фигура, как черная маска на карнавале – ксендз, продавший душу диаволу; он принес с собой выкраденную из алтаря святыню для осквернения. Без этого кощунства, без поругания святыни, сатана, как распорядитель шабаша, не может быть вполне удовлетворен. Ксендз, изменивший Христу, это постоянный персонаж мистерий, происходивших, как свидетельствует летопись, ежегодно на горе Броккен. Неизвестно, подходят ли колдуны и ведьмы под его благословение, или же он вместе с ними целует хвост козла?

Наступает апофеоз мистерии. Появляется сатана, гаснут свечи и Броккен погружается в вожделенную темноту, где нет ни запретов, ни законов. Утром бледная заря встает над опустевшим Броккеном, как над заброшенным кладбищем, и сама гора кажется мертвым знаком смерти, символом беспредельной пустоты.

Смолкают звуки рока, зажигается электрический свет в зале. Люди, получившие здесь невидимую инициацию как клеймо на душу, идут в мир, идут уже другими, чем они пришли сюда.

9 responses to “Музыка может исцелять и убивать

  1. да надо читать и верущим

  2. Это — не проповедь, а откровение для неверующих, маловерующих и якобы верующих (например, о. Сергий Рыбко). Последние пытаются везде поспеть, служат двум господам…

  3. Христос Воскресе!
    Антон, прошу передать мой комментарий -ответ Роману на статью «Село Мещерское». 3 раза отсылал ему — не принимает. Видно, отключил везде. Лукавить и «троллить» я не приучен. Спасибо!
    Мой ответ:
    Нет, дорогие братья, ни то и ни другое. С такими “иррациональными” чувствами, горячностью или ещё как назовете на нас можно повесить что угодно, а не согласных с такими подходами обвинить в отсутствии общей (коллективной) ответственности, в равнодушии и пр. Если кто-то ощущает собственную вину за слом уникального дома, то и писать нужно о своей вине, а не перекладывать вину на всех. (о. Владимир, простите за откровенность) Так и в остальном… Поэтому я и привел несколько случаев перекладывания вины на всех, на весь народ…
    Чтобы моя позиция была более понятной, удалюсь немного от темы.
    Я почитаю царственных мучеников, новомучеников и исповедников Российских. Но не приемлю акафисты и прочие своевольные сочинения Царю-Искупителю, непрославленным ещё подвижникам веры и тем, кого вряд ли когда вообще прославят (Григорий Распутин, Иоанн Грозный и др.; при всей их неоднозначности не разделяю их очернительство и не вижу их святости). Однажды мне пришлось побывать в Тайнинском на «чине покаяния», а затем ночевали в Боголюбском монастыре. Вот где полностью раскрылась для меня и,наверное, для многих других эта горячность, ревность не по разуму многих православных мирян (в нашей группе было несколько бесноватых кликуш, а автобусов с группами было множество) и священников-младостарцев. Кого и чего там только ни было… «Икона» «Воскрешающая Русь» с полковником-хранителем, «иконы» с Григорием Распутиным, базар с еретической и богохульной макулатурой и пр. В общем, историки когда-нибудь опишут эти действа.
    Михаил, не торопись с оценками! Мои истинные сердечные помышления ты можешь увидеть в моих комментариях на сайте «Благодатный огонь» (см. Михаил (Ершов). М.Е., не путай с тезками), и насчет кощунственных акций тоже.
    Спасайтесь с Божией помощью! Христос Воскресе!

    • Михаил, твой комментарий пропущен на Антимодернизме. Увидел, когда заходил туда.

      Кому обещал ответить и не ответил, проношу извинения. Уезжаю на неделю, поэтому смогу ответить, когда вернусь. Однако сайт без присмотра не останется и будет работать, как и прежде.

  4. Спасибо! Бог вам в помощь!

  5. Каждому — своё, но меня тошнит от книг Карелина (типа «Умение умирать, искусство жить»), написанных сухим, высокоумным, пуританским языком. Даже западный рок (не то что русский) мне представляется на 100 порядков более близким к Богу, чем вся ваша церковь и всё что с ней связано. Вы ведь прекрасно знаете слова Христа (и слова Достоевского) про бандитов, проституток, наркоманов и т.д. Эти Люди (как и герои рока) — знают жизнь изнутри, они умываются экстазом и своей кровью, умеют получать и умеют расплачиваться. Это совсем не то, что стоять в светлой тёплой горнице со свечкою перед золотой инфантильной картинкой.
    Такое моё мнение.

    • Каждому – своё, но меня тошнит от книг Карелина (типа “Умение умирать, искусство жить”), написанных сухим, высокоумным, пуританским языком.
      Хорошо, что вас тошнит, книга для того и написана. Когда человек отравился ядом то попить воды и проблеваться надо обязательно, если вы хотите жить. о. Рафаил (Карелин) — противоядие от всяких ядов, потому такова эффект не удивителен.

      Даже западный рок (не то что русский) мне представляется на 100 порядков более близким к Богу, чем вся ваша церковь и всё что с ней связано.
      «Мне» здесь главное :), «представляется» так креститься надо.

      Вы ведь прекрасно знаете слова Христа (и слова Достоевского) про бандитов, проституток, наркоманов и т.д. Эти Люди (как и герои рока) – знают жизнь изнутри, они умываются экстазом и своей кровью, умеют получать и умеют расплачиваться.
      Да, проститутки и бандиты войдут в Царствие Божие, Но, при условии что покаются, если же нет, то:

      «6 И сказал мне: совершилось! Я есмь Альфа и Омега, начало и конец; жаждущему дам даром от источника воды живой.
      7 Побеждающий наследует все, и буду ему Богом, и он будет Мне сыном.
      8 Боязливых же и неверных, и скверных и убийц, и любодеев и чародеев, и идолослужителей и всех лжецов участь в озере, горящем огнем и серою. Это смерть вторая.
      Откровение, Глава 21.

      Христос нигде не говорил что надо жить как свинья чтобы быть с Ним. Нагорная проповедь начинается со слов «покайтесь».

      Это совсем не то, что стоять в светлой тёплой горнице со свечкою перед золотой инфантильной картинкой.
      Прочитайте о житии отцев-пустынников, Макарии Великом, Антонии Великом, Марии Египетской например, а то вы сначала создаете ложное представление о христианстве и христианах а потом это же ложное представление и сокрушаете и все: все грязные как свиньи один вы на белом коне.

      Такое моё мнение.
      Мнение Господа Бога совсем другое — см цитату выше.

    • Денис Парфенов

      //Каждому – своё, но меня тошнит от книг Карелина (типа “Умение умирать, искусство жить”), написанных сухим, высокоумным, пуританским языком//.

      И что вам не понравилось в этой прекрасной книге? То что арх. Рафаил указывает своим читателям выход из царства смерти и путь в Царство Небесное ?

      «Мир восстанет в своей первозданной красоте после воскресения мертвых, когда
      произойдет окончательное разделение между добром и злом; тогда человек, обновленный
      благодатью Божией, снова воспримет свое богоданное достоинство. Поэтому мы говорим
      не о порочности создания Божия,– да не будет! – а об уродстве греха, о человеке и мире в
      их наличном, реальном состоянии. И здесь мы видим инерцию греха, притом не
      ослабевающую, а скорее, нарастающую на протяжении истории человечества. Мы видим
      все более обнаженный демонизм, любовь не к красоте, а к безобразию, к тому, что
      уродует образ и подобие Божие. Совершенная красота первозданного мира потеряна,
      благодать дает возможность возвратить ее, но окончательное восстановление человека и
      космоса38 произойдет после Страшного Суда и огненного очищения мира»

      Что этому могут противопоставить ваши смертопоклонники?

      «В мутной воде проплывал я и понял вдруг/Что водопад разнесет на куски мой труп»/«Что бы во мне человека могли узнать нарисовал грязью губы себе и глаза/ И боясь всего как птица огляделся я кругом/ И тут я понял что все лица разрисованное ничто»/ «Дым на небе дым на земле вместо людей машины»/ Дороги все до одной приводят сюда:/В крематорий»

      Кто виноват, что ты устал,/Что не нашел, чего так ждал,/Всё потерял, что так искал,/Поднялся в небо и упал./И чья вина, что день за днём/Уходит жизнь чужим путём/И одиноким стал твой дом,/И пусто за твоим окном./И меркнет свет и молкнут звуки,/Новой руки ищут руки,/И, если боль твоя стихает,/Значит будет новая беда./

      «Ты умеешь плакать — ты скоро умрешь / Кто-то пишет на стенах — он скоро умрет / У нее есть глаза — она скоро умрет / Скоро станет легко — мы скоро умрем» (Егор Летов, «Оптимизм»).

      «Вожди сошлись в «…» единой цене/Почётные подонки гармоничных отцов./В потёмках круг за кругом продирают глаза/Всецело выражая прирождённый восторг./Я всегда буду против!»
      И т.д. и т.п. «разрушим коммунизм и будем свободными»… только почему-то, когда коммунизм стал рушится и чаянья рокеров всех толков сбываться Егор Летов орал громче всех: «Ленин такой молодой!!! Юный октябрь впереди!!!»
      Как говорится: «Перемен! Мы ждем перемен! Сигареты в руках, чай на столе… и вдруг нам становится страшно что-то менять».

      Даже западный рок (не то что русский) мне представляется на 100 порядков более близким к Богу, чем вся ваша церковь и всё что с ней связано. Вы ведь прекрасно знаете слова Христа (и слова Достоевского) про бандитов, проституток, наркоманов и т.д.

      «Нет, рок-музыка продолжает дело Ницше и Рихарда Вагнера.
      В этой музыке отсутствует трагизм, так как здесь нет апелляции к добру.
      Если добрый Моцарт делится со слушателем, и притом очень бережно, сильнейшей личной болью, трепетом души перед непостижимостью смерти, и это сообщает музыке потрясающий трагизм, то рок ничего этого не знает. Он сам полон смерти, он ее индуцирует, он ходит с ней в обнимку. В рок-музыке смерть или предмет заигрывания и страшилок, или блатных «наездов» на смертных, доставляющих патологическое удовольствие как певцу, так и его фанатам.
      В романтической маске Чайльд-Гарольда мало трагизма, хотя человек, надевший ее и пытающийся сквозь нее петь, сам, быть может, весьма трагичен. Достаточно сравнить многозначительно-заговорщицкие и при этом какие-то очень тоскливые шепты Кинчева «по вере — любовь, по религии – Крест» и т. п. с «хриповатым» криком Высоцкого «спасите наши души!», чтобы понять: хоть лицо рока и мрачнее тучи, трагизма в нем нет и в помине.
      Рок никогда не испытывает боли, хотя сам бьет наотмашь.
      Его жестокой, бесчеловечной стилистикой вполне вооружен Кинчев.
      Морализм Кинчева исполнен чисто рокового мессианства. Он так же высокомерен, так же «давит массой», как шаманизм Битлов или сатанизм «Черной Субботы», отлученной от церкви клерикалами Англии отнюдь не за обличение ересей Запада, а за глумление над Крестом.
      Рок демоничен по духу.
      Рок героичен, романтичен и бесчеловечен, и Константин Кинчев, если хочет остаться человеком, пусть сбросит маску рокера.
      Рок это ад. Все в нем отравлено кошмаром».
      http://www.moral.ru/rock_OVlad.htm

  6. Глупо как-то постоянно писать об излишне эмоциональной реакции рокеров, металистов и прочих на критику, а потом в качестве доказательств своей позиции приводить статью, целиком основанную на сплошных эмоциях и домыслах…

Оставьте комментарий