Четвертая мировая религия

4 марта 1966 года Джон Леннон заявил, что ансамбль «Битлз» стал более популярным, чем Иисус Христос.

Слова Леннона повлекли за собой множество громких скандалов и устроенных разгневанными христианами протестных акций, и многие полагают, что убийство экс-битла четырнадцать лет спустя тоже было связано с этой историей. Однако в этом провокационном заявлении куда более глубокий смысл, чем принято полагать.

Народ против Beatles

Это было интервью лондонской газете Evening Standard. Джон Леннон сказал буквально следующее: «Христианство уйдет. Оно исчезнет и усохнет. Не нужно спорить; я прав и будущее это докажет. Сейчас мы более популярны, чем Иисус; я не знаю, что исчезнет раньше — рок-н-ролл или христианство. Иисус был ничего, но его последователи тупы и заурядны. И именно их извращение губит христианство во мне». Анализируя эти ленноновские слова, нельзя не заметить дважды прозвучавшее противопоставление: «The Beatles популярнее Иисуса» и «Неизвестно, что исчезнет раньше, рок-н-ролл или христианство». Итак, рок-н-ролл / христианство. Обратим внимание на эту бинарную оппозицию, и, пока наше подсознание усваивает ее, развлечемся продолжением знаковой для мировой поп-культуры истории, случившейся с Ленноном после сорвавшихся с его языка (а может быть произнесенных вполне намеренно) смелых утверждений.

Поначалу высказыванию Леннона никто не придал особого значения. Эксцентричные чудаки и их фриковатые словечки никогда не были для англичан чем-то необычным. Выпад Джона, наверняка, был отнесен публикой к этой категории, и поэтому в Великобритании был благопристойно проигнорирован. Лишь пять месяцев спустя бомба, заложенная в том интервью, взорвала мир: американский журнал «Datebook» опубликовал некую выжимку из судьбоносного интервью и вынес слова об Иисусе и Beatles на обложку. И началось!

Форменная истерика. Особенно сильно проявилась она на юге США, жители которого славятся своим фанатизмом. В Бирмингеме (штат Алабама) на местном радио прозвучал призыв устроить гигантский костер из пластинок и фотографий Beatles (что и было осуществлено). В Оклахоме хозяин парка аттракционов предложил территорию парка в качестве места для еще одного «Битлз-костра». В Мемфисе (Тенесси), на родине Элвиса Пресли, муниципалитет города решительно потребовал отмены запланированных в этом городе выступлений. Священник в Кливленде заявил: «Я вышвырну из своей церкви всякого, кто согласится с утверждениями Джона Леннона о Христианстве или кто посетит концерт Битлз».

Подлил масла в огонь и Ватикан, официально осудив заявление Леннона, и после этого Битлз совершенно исчезли с радиоволн в Испании, Южной Африке и на Филиппинах.

В этот момент битлы как раз собирались в большое турне по Штатам, и, несмотря на многочисленные угрозы верующих, отменить его не захотели, так как это сулило большие финансовые потери. По прибытии в Чикагский аэропорт О’Хэар они собрали большую пресс-конференцию. Джон зачитал заранее приготовленное заявление: «Я сожалею, что открыл свой рот. Я не против Бога, не против Христа, не против религии. Я не собирался нападать на нее. Мои слова не означали, что мы более великие или более хорошие (что мы лучше или сильнее)». В течение 24 часов эти слова были растиражированы, и многие американцы Леннона простили. Впрочем, особого значения ленноновские извинения, вызванные коммерческой необходимостью, наверное, не имеют.

«Я тогда постоянно был в страхе, – рассказывал позже Джон. – Где бы мы ни играли, я все время ждал, что вот-вот должно произойти нечто ужасное. Я настолько сильно ощущал ненависть и угрозы, что не мог расслабиться ни на минуту. Один совершенно жуткий случай произошел в Мемфисе. Я тогда пел на сцене и вдруг неожиданно услышал громкий хлопок, очень походивший на выстрел. Моей мгновенной реакцией было осмотреть себя и убедиться, не ранен ли я. «Ё…й ужас, – подумал я, – по крайней мере, меня не задели!» Затем я огляделся – все ли остальные невредимы. Оказалось, это была просто шутиха, но она страшно напугала меня».

После этих гастролей The Beatles приняли решение отказаться от концертов. И с тех пор больше ни разу не выступили на сцене вместе.

Звёздность Иисуса

Христианская, во всяком случае католическая, церковь уже около века находится в жесточайшей конкуренции с институтом поп-культуры. И это не какое-нибудь поверхностное вкусовое несоответствие и не пустые слова о бесах и дьявольщине, не подкрепленные никакими внятными обоснованиями. Дело в том, что поп-культура (включая поп-музыку, голливудские и бродвейские постановки, премиальные церемонии и прочие шоу) по степени своего воздействия на умы человечества действительно способна сравниться с главными мировыми религиями. Интуитивно или нет, Джон Леннон тогда задел именно эти туго натянутые струны. Случись вся эта история двумя годами раньше, все могло бы быть гораздо серьезнее: с 1933 года по 1966 в Штатах активно работали целых две организации, которые жестко контролировали ситуацию в сфере возможных богохульных актов, в том числе со стороны поп-культуры. Первая организация называлась «Протестантский совет», вторая – «Католическая лига защитников морали». От них зависело очень многое. Ни один фильм в США в эти годы не выходил на экран без их разрешения. С помощью этих организаций церковь запрещала определенные фильмы и постановки, но как раз незадолго до скандала с Beatles влияние организаций ослабло, а вскоре и вовсе сошло на нет. И вот тут-то поп-культура начала брать реванш… Заявление Джона было только первой ласточкой.

Вторым, столь же громким, но уже не настолько горячим скандалом стала рок-опера с кощунственным названием «Иисус Христос – суперзвезда». Зараза снова пришла из Британии. В 1971 году в Лондоне композитор Эндрю Ллойд Уэбер написал на слова Тима Райса цикл проникновенных мелодий, объединенный библейским сюжетом последних дней и страданий (страстей) Иисуса Христа. Был записан альбом, и результат получил модное тогда название рок-оперы. Партию Иисуса исполнил Йен Гиллан, солист группы Deep Purple, находившейся в то время на пике популярности. Впоследствии рок-опера выдержала больше постановок, чем все мюзиклы когда-либо ставившиеся на английской сцене. В том числе с большим успехом была поставлена на Бродвее. Однако, листая американские подшивки театральных обзоров тех лет, вы не найдете ни одной рецензии на этот спектакль. По крайней мере, в «качественной прессе». Даже поставленный по рок-опере фильм, который вышел в 1973 и тоже имел большой успех, в США был почти проигнорирован прессой. Причина все та же: чувства христиан были неимоверно задеты рок-оперой и соответственно фильмом, и пресса просто боялась касаться этой скользкой темы.

Что именно не понравилось верующим? В первую очередь то, что божественное происхождение Христа авторы опуса явно ставили под сомнение. Во-вторых, в либретто содержались намеки на возможность романтических отношений Христа с Марией Магдалиной. А еврейская община была недовольна тем, что иудейский первосвященник представлен в опере злодеем. Вдобавок Бродвейская постановка отличалась вульгарностью и сексуальной разнузданностью (например, почти все персонажи в ней были изображены гомосексуалистами).

Главная же провокация заключалась в самом названии. «Иисус Христос – суперзвезда». Название буквально приравнивало Христа к Элвису Пресли или к тем же The Beatles. По сути, это была уже полноценная попытка поп-культуры экспроприировать фигуру Иисуса Христа, сделать его частью поп-культуры. Поползновение наглое и не сулящее церковной иерархии ничего хорошего, ведь на следующей ступени может быть уже совершенно языческая претензия – например, назвать вновь пришедшим Сыном Божиим кого-либо из живущих ныне поп-звезд, которые пока все-таки не могут претендовать на что-либо большее, нежели называться идолами.

Многие представители церкви и до сих пор клеймят творение Уэбера-Райса как крайне мракобесное и кощунственное и даже отказывают этому творению в праве называться искусством. Однако все это ничуть не помешало стать «Иисусу Христу – суперзвезде» большим событием, попасть в итоге на обложку журнала Time и остаться в истории одним из самых громких и крупных событий в поп-культуре прошлого века.

Рок-н-ролл, славное язычество

Вообще-то, в оригинале рок-бард Александр Башлачёв пел «Свистопляс, славное язычество». А когда исполнял эту песню для фильма, который снимала американка Джоанна Стингрей для западного зрителя, заменил «свистопляс» на «рок-н-ролл». Впрочем, кажется, свистопляс и рок-н-ролл – действительно одно и то же. Во всяком случае, корни у них очень похожие.

Христианизированные толковые словари определяют слово «свистопляс», «свистопляска» как «крайнее, безудержное, разнузданное проявление чего-нибудь». Однако на самом деле Свистопляска (или Вятская свистунья) это, как сообщает нам даже крайне христиански ориентированная Википедия, «самобытный вятский народный праздник».

«Народ собирается с небольшими свистками и целый день свищет, ходя по улицам, и стоя на валу бросает глиняные шарики в ров, куда сходятся городские ребятишки собирать их; часто случается, что шарики попадают им в голову и прошибают до крови; но это не препятствует им продолжать потеху». То есть праздник этот связан с кровавыми ритуалами.

На сайте, посвященном традициям Вятки, находим такую информацию: «Свистопляска – удвоение славянского календарного обряда весенне-летнего цикла — поминания «заложных покойников» (умерших не своей смертью) семицкого четверга, праздновавшегося в седьмую субботу после Пасхи. Современные исследования говорят о более раннем происхождении этого обряда, относя его ко временам язычества. Обряд напоминает славянскую тризну, обрядовые действа закликания весны. Сам праздник состоял из двух контрастных частей: поутру в часовне на круче у Раздерихинского оврага проводилась панихида, а после разворачивалось веселье и разгул, сопровождаемые свистом, кулачными боями, потасовками, поеданием лакомств и пьянством».

Христианство постепенно вытеснило этот и ему подобные дохристианские теургические ритуалы из массового сознания и социальной реальности. В частности, известны гонения на скоморохов и прочие происходившие с подачи церкви притеснения любого проявления свободной народной творческой энергии. Однако ритуалы и традиции никогда не исчезают полностью, а остаются в глубинах коллективного бессознательного. А при случае – актуализируются и выходят на поверхность, иногда в совершенно неузнаваемых формах.

Сейчас для привлечения молодой паствы и для повышения эмоциональной составляющей в богослужениях баптистских, пятидесятнических и неохаризмаических общин применяются элементы поп и рок-музыки. В Америке спиричуэлс, духовные песни афроамериканцев, еще в XIX веке широко применялись в богослужениях ряда негритянских христианских общин, и одновременно – повлияли на зарождение, формирование и развитие джаза, который, в свою очередь, оказал влияние на становление рок-музыки. Непосредственным порождением спиричуэлс стал негритянский госпел (gospel music, то есть — евангельская музыка). Госпел, исполнялся, в том числе, такими популярными артистами как Рэй Чарльз, Элвис Пресли, Литлл Ричард. И на этом этапе поп-культура никак еще не конкурировала с христианством, хотя тут уже можно усмотреть первые партизанские поползновения проникнуть в стан религии.

Традиция связи жрецов и пророков с музыкой восходит к глубокой древности. Пение и пляски были издревле частью жреческих ритуалов, которые представляют собой символические воспроизведения мифов. Шаман (жрец, колдун) изначально представал как центральная фигура в тех сакральных действах, которые позже выродились в так называемое «искусство».

В Ветхом завете находим сведения о том, что пророк Елисей (ученик Илии) начинает пророчествовать, услышав игру на гуслях. Чаще всего пророк и музыкант попросту были одним и тем же лицом. Человеком, через которого транслировалось на землю божественное откровение. А, например, театр был не просто местом для представлений каких-то там сюжетов, а священным храмом для воспроизведения мифов, местом для разыгрывания жизненно необходимых человеку ритуальных мистерией. Актёры не просто изображали богов и героев, а становились медиумами, своего рода телесными опорами, оболочками, через которые действовали боги. Проходила языческая «эпиклеза», духосхождение. Подобные представления практикуются и в буддизме (мистерия Цам).

Поп как молитва

В сущности, поп-музыка (и шире – поп-культура) – это музыка (культура), выражающая народные чаяния, смыслы и энергии, которые бродят в недрах коллективного бессознательного. В статье Глеба Давыдова «Новое платье королевы», сказано по этому поводу так: «Поп-музыка (не шоу-бизнес и сопутствующая ему всяческая пиар-суета, а именно музыка, песни) — это ведь на самом деле сталкерская зона, сфера соединения обыденного мира с миром духов и богов, звучащая подкладка Zeitgeist, дающая людям силы жить дальше, вдохновляющая их на то, чтобы оставаться на этой планете, полной ужаса и добра. Позволяющая ощутить радость жизни… <…> То есть поп — это, в принципе, некий орден» (см. по этому поводу также статью Глеба Давыдова «Внутренняя Исландия Бьорк»).

Разумеется, подпитываемая энергией масс, поп-музыка не могла не воскресить в себе изначально заложенных в ней теургических потенций. Собственно говоря, вся популярная музыка (и в том числе, рок-н-ролл как одно из ее проявлений) не что иное как языческие радения, дошедшие до наших дней в несколько трансформированном виде, хотя в ходе трансформаций не изменившем своей сути. То есть, может быть повторюсь, популярная музыка – самый эффективный и наиболее живой и живучий наследник языческого мировоззрения. Поэтому, конечно, христианские пастыри не напрасно беспокоятся, когда попсовики и рокеры пытаются отбить у них паству.

И вполне естественно, что в деятельности лучших своих представителей поп-музыка всегда восходит до конкуренции с религией. Архаические первобытные силы еще не проясненного подсознания манифестируются в поп и рок-музыке, среди прочего, в виде выходок и заявлений, подобных тому, которое сделал Джон Леннон. Причем иногда эти манифестации на первый взгляд могут казаться не более чем коммерческим эпатажем. Так, например, клип певицы Мадонны на песню «Like A Prayer» 1989 года стал одним из самых скандальных и обсуждаемых в истории мировой поп-музыки жестов. В этом клипе одетая в неглиже Мадонна является в церковь и соблазняет выполненную в виде негра статую Иисуса Христа, которая под напором чар певицы оживает, после чего у Мадонны на руках проявляются стигматы. Очень веселый клип, снятый в лучших традициях Голливуда. И очень жизнеутверждающая, поистине народная песня.

Впрочем, какой уж тут коммерческий эпатаж, если Мадонна после этого клипа потеряла многомиллионный контракт с PepsiCo… Да и о какой уж там выгоде говорить, если гастроли The Beatles были буквально сорваны слетевшими с уст Леннона словами, а сам он погиб через четырнадцать лет от рук фанатика… Это не эпатаж, это – мистерия. И обычно эта мистерия заканчивается для настоящих жрецов поп-культуры полным самопожертвованием. Свидетельств множество – от Элвиса Пресли до недавно умершей Уитни Хьюстон.

Виктор Тёркин

8 responses to “Четвертая мировая религия

  1. Виктор Обрывков

    Из интервью Егора Летова (1991 год):
    — А ты не боишься, что надо всем, что ты пытаешься донести, люди станут просто смеяться?
    — Да пусть посмеются! Я-то знаю, что за этим смехом и издевательствами скрывается страх! Они ведь бояться! Бояться до патологии. На самом деле они все понимают. И им не смешно. Им страшно. И до рвоты завидно. Ни один католик не позволит себе быть Христом. А я вот открыто заявляю, что внутренне я — как возносящийся Христос на картине Грюневальда!
    — Даже так?
    — Даже и не так! Я тебе прямо заявляю: все, что я здесь сейчас тебе говорю, это есть не более и не менее, как пятое и единственное верное и священное Евангелие! Да и вообще — Книга Бытия Всех Времен и Народов! Себя же я причисляю к лику святых. Как поется в песни Кузи Уо: и отныне вам жить подобает по образу и подобию моему! Позволяю себе все. Нету ничего, что я не могу себе позволить: от Вечного и святейшего бытия до сырого и кислого небытия. Только от меня самого зависит кем быть…

    Ты проиграл Егор Летов http://yahooeu.ru/uploads/posts/2010-09/1284131240_9.jpg. Теперь то горсть праха и костей. Но твои поклонники, которым ты заменял отца и Бога, вся та постсоветская культура которую ты воспитал своими песнями до сих пор беснуется под твои сумасшедшие вопли:
    «Запретите мне!
    Я торчу на одном и том же
    Запретите мне!
    А все равно уже кайф прошел
    Грязный бинт и окно за окном
    Грязный бинт и окно за окном
    Грязный бинт и окно за окном
    Грязный бинт и окно за окном»

    «Новая правда, новая вера
    Новая правда, новая вера
    Возлюби свою похоть,
    Возлюби свою слабость
    Возлюби свою подлость
    Возлюби свою вонь
    Возлюби свою зависть
    Возлюби свою мерзость
    Это новая правда, новая вера
    Это новая правда, новая вера»

    «Из земной юдоли в невидимые боли
    ПРЫГ-СКОК»

  2. Виктор Обрывков

    А вот меня его фото, признаться, озадачили. Объяснюсь. В одной из своих последних песен Егор заявил:
    «Если мне не будет «влом» если я буду в силах, то приду поплясать на ваших могилах»
    Однако его задумке не суждено было осуществиться…
    Вообще, было бы интересно узнать кто решился служить панихиду по не крещенному рокеру богохульнику? http://ria.ru/society/20080220/99671443.html

    • Если Вы не возражаете, я опубликую Ваш первый комментарий под этой статьёй как отдельную заметку. Наш сайт вполне могут посетить поклонники Летова, среди которых также встречаются православные, для них это может быть полезно.

  3. Виктор Обрывков

    Как Вам угодно, уважаемый брат! Только в конце кажется «неведомые», а не «невидимые боли».

  4. Здравствуйте, Антон.
    Нашел у себя дома ряд интервью и воспоминаний близких Янки Дягилевой. Если убрать из них мат и восхваление последней получится статья «Кто виноват в смерти Янки Дягелевой». Моральное уродство Егора Летова в ней будет гораздо нагляднее чем в данной заметке.
    Заняться?

    • Было бы хорошо! У меня тоже «под рукой» материал, правда, более косвенно относящийся к Летову. Про «русский рок». Его мне надо будет отцензурить и сделать пояснительные сноски, чтобы было более-менее понятно.

Оставьте комментарий