«Труден путь к Богу, и Александр Васильев из «Сплина» ещё, возможно, примет Православие»

видео клип "Чудак" группы Сплин

Александр Васильев в клипе на песню «Чудак», искажающую образ Христа

Статья-кроссовер. Участие принимали Антон Тарасюков и Антон М.

У себя на сайте Anti-Rock-Cult мы перепечатывали статью Владислава Головина ««Сплин» – темнота в конце тоннеля», где показывается антихристианская сущность творчества известной отечественной рок-группы. Автор статьи обнаруживает агрессию, отсылки к употреблению наркотиков, безысходность, отчаяние и богоборчество и комментирует высказывания лидера группы Александра Васильева, в которых музыкант и автор делится своими нехристианскими воззрениями и методом написания песен. Статья изначально была опубликована в журнале «Камо грядеши» (выпуск №7 (7)) в октябре 1999 года, а уже позже выложена в Интернет.

С тех пор утекло много времени и вышло много альбомов у группы, но творчество «Сплина» лучше не становилось, а местами оно стало ещё хуже: в текстах постоянно алкоголизм с курением, сексуальные фантазии, похабщина. В альбоме 2009 года «Сигнал из космоса» невооружённым взглядом видны суицидальные настроения, также там можно усмотреть оккультное учение о реинкарнации.

Один комментатор указал нам на вышедшую позднее песню «Чудак», подразумевая, что Васильев близок к Православию, и заявляя, что мы не разбираемся в предмете. Но песня та от Православия была весьма далека, она искажала образ Спасителя и рассказывала о Нём недопустимым образом. Более того, в альбоме «Обман зрения» она соседствовала с песней о самоубийстве, с песнями о мраке и унынии и другим «сплиновским» набором, а после клипа на «Чудака» вышло сатанинское видео на песню «Праздник».

Нынешние взгляды Александра Васильева по-прежнему не христианские. Это проскальзывает в интервью, да и в последних работах тоже, хотя они вроде и стали позитивнее.

Пара-тройка цитат из интервью, датированных этим годом. Занимавшийся оккультными практиками Васильев выражает чисто оккультную мысль, что духовный мир можно изучить научными средствами и выявить некие мистические закономерности: «Осталась пара тысячелетий, и ученые наконец-то расскажут и докажут, что мистика живет по тем же физическим законам, что и реальность. Алексей Балабанов знал это раньше, как это бывает с гениями» (интервью «Москвичке»). Следующим образом он прокомментировал богохульные строки из своей старой песни: «Это просто поток сознания. Как в «Монти Пайтон», где такой поток сознания бесконечен. Нет тем, которые бы там не были высмеяны. Мне это мышление кажется на сегодняшний день, передовым. Это такой абсолютный дзен. Ничего святого быть не должно, как бы страшно это не звучало в современной России. Когда в жизни не будет ничего святого – в жизни все станет свято» (интервью Вести.Ru). А вот его представления о человеке, не как о венце творения, созданном по образу Божьему: «А кто мы? Мне кажется, всё понятно – космическая пыль, на время спрессованная вот в такую форму: ручки, ножки, голова… И со временем всё это вновь рассыпается в пыль» (интервью Metro).

Под статьёй Владислава Головина о «Сплине» оставил комментарий Сергей Китаев, провозглашая совершенно другой подход, нежели автор. Рассуждения Китаева явно вдохновлены проповедниками рок-музыки в Церкви, нашими оппонентами, и своего рода типичны. Мы решили ответить ему отдельной статьёй. Собственно, текст его комментария:

«Путь к Церкви, настоящей Вере и Богу может быть невероятно труден! Это я знаю по себе. Может быть, для некоторых — да, очень легко, но для других — это невероятные метания, сомнения и тяжелый душевный раздрай (сам нахожусь сейчас в таком состоянии).

Поэтому не нужно судить Александра Васильева строго — может быть, он только в самом начале своего пути к Богу…

И перед этим он прошел через отчаяние и безысходность (это и отразилось в его ранних текстах). А песня «Чудак», хоть и является для истинно верующих (воцерковленных, так, кажется, это у вас называется?) людей пошлой и, может быть, даже местами оскорбительной — я с этим согласен и могу понять. Однако можно ведь рассматривать её просто как по-детски наивную попытку увидеть духовный подвиг Христа несведущим, но сочувствующим человеком.

И даст Бог, может быть, слова этой песни для кого-то, кто тоже ещё только подходит с опаской к Церкви, станут более понятными, чем молитвы на церковно-славянском. И, может быть, кто-то придёт в церковь… Кто-то, кто боялся до этого туда заходить… Боялся пышности, сложности и серьёзности церковных облачений и убранства. Так что на месте истинно верующих людей стоило бы, пожалуй, помолиться за Александра, чтобы Господь дал ему силы в будущем прийти к более глубокому пониманию Православия, чем в песне «Чудак». Такие дела…»

Антон М.:

Действительно, путь к Богу и Церкви очень труден, и в этом нет никаких сомнений. Однако чтобы не сбиться с этого пути, надо выбирать верные ориентиры.

Как известно каждому православному человеку, Господь призывает к себе Сам, и только тех, кого Он хочет. Бог действует Духом Святым, Который является Единственным, Кто может указать правильный путь. Какой же дух ведет Александром Васильевым из группы «Сплин», когда он сочиняет подобные кощунственные песни. Можно задать вопрос: а что же здесь кощунственного? Может быть, люди, только идущие к Православию, могут не понимать, что называть «чудаком» (Господи, помилуй!) Самого Сына Божия, спустившегося с Небес для нашего спасения, не просто неприемлемо, а даже совсем немыслимо? Или, наверное, непонятно, что назвать Святую Главу нашего Спасителя «чердаком» (Господи, помилуй!) является жутким богохульством? Если изначально люди, стремящиеся к Богу, могут обращаться к Нему подобным образом, как можно охарактеризовать их отношение к Нему? Очевидно, что никакого благоговения и почитания здесь и в помине нет.

Сплин - видео клип "Праздник"

Кадр из сатанинского клипа «Праздник», вышедшего после клипа на песню «Чудак»

Если в основание дома положить некачественные или неподходящие материалы, такое строение вряд ли долго простоит, да и кто захочет там жить, зная об этом. Точно так же если в основание воцерковления и веры положить грех (а в том, что названное богохульство и кощунство являются грехом, нет никаких сомнений), не станет ли такая вера, смешанная с ложными представлениями, причиной будущего, еще большего, падения? Стоит об этом задуматься тем, кто пытается защищать подобные тексты.

В целом, песня «Чудак» очень примечательная. Она вызывает ассоциации со штампами так называемого «рок-миссионерства». Можно, например, взять из песни лозунг «Love and peace!», являющийся неотъемлемым атрибутом субкультуры хиппи. Ведь именно представители этого течения кощунственно называют Христа «первым хиппи», и в этом им вторят рок-миссионеры. Однако если рассмотреть внимательно образ жизни «детей цветов», неразрывно связанный с блудом, наркотиками и лжеучениями, и сопоставить его с заповедями, которые оставил Спаситель, недопустимость подобных высказываний становится очевидной. Ведь «мир» в этом лозунге – это именно то, о чем Господь сказал: «не мир пришел Я принести, но меч» (Мф. 10:34). Да, и весь образ человека, описанного в песне, это именно образ бродячего хиппи, с рюкзаком за спиной, который хочет выступить в зрительном зале пред публикой. Итак, вполне очевидно, что утверждение о том, что песня «Чудак» говорит о Христе, является абсолютно голословным и кощунственным.

Также становится понятно, что взгляды Александра Васильева очень далеки от понимания истинного Православия. И, вот, куда может привести такой «слепой» поводырь таких же «слепых» своих последователей. Не упадут ли они все в одну «яму», из которой уже не смогут выбраться. Если же Александр только на пути к Богу, то ему, пожалуй, стоит самому искать духовного наставления в Церкви, а не писать кощунственные тексты, отражающие его ложные представления о Боге. Кто захочет перейти по мосту, который построил человек, который еще даже не учится, а только собирается учиться на архитектора? Или сесть на корабль, который разработал такой же «инженер»? Вряд ли найдутся подобные люди. А в деле спасения бессмертной души, которое куда важнее земных попечений, единственным верным путем является обращение к Церкви, этому надежнейшему Кораблю, которым правит Единственный Истинный Кормчий, а не к заблуждающимся кумирам, которые и сами еще не пришли к вере, и других соблазняют своим творчеством, отражающим их духовные метания. Можно ли полагаться на «по-детски наивные попытки» понять Бога и Православие, когда речь со всей серьезностью идет о вечной участи души? Ответ, кажется, очевиден.

Неизвестно, является ли Александр Васильев крещеным человеком. В любом случае, тем, кто переживает за него, можно молиться о нем келейно, то есть, дома. Молиться, в первую очередь, о том, чтобы он встал на путь спасения и отрекся от своего темного творчества. И, ни в коем случае, нельзя опираться на его песни, как на средство, которое поможет найти путь к Богу.

Антон Тарасюков:

Уважаемый Сергей!

Если бы Васильев был простым менеджером или инженером, о духовных шатаниях и душевном мраке которого знает узкий круг близких людей, то разговор в стиле: «не нужно судить строго», – возможно, был бы уместен. Но Васильев – знаменитость, известный рок-музыкант, кумир тысяч, если не миллионов. И всё, что он выражает в песнях (и не только в них), не является какой-нибудь глубоко личной стороной его жизни. Песни «Сплин» слушают люди. Слушая депрессивную песню «Время, назад!», безысходную «Выхода нет» или богохульную «Бог устал нас любить», они (в особенности, поклонники) проникаются депрессивными, безысходными и богоборческими настроениями и идеями, а некоторые делают их частью себя.

Я даже не думаю подозревать Вас в злых намерениях, но хочу показать, что подобные речи, какими бы благочестивыми они не казались, отнюдь не безвредны. Призывы «не судить строго» в отношении лиц, транслирующих разрушительные и антихристианские послания,  – это, по сути, призывы закрывать глаза, игнорировать огромное множество несчастных душ, губимых ядовитым творчеством; призывы снисходительно относиться, делать скидку людям, публично подрывающим душевное здоровье общества, истинную духовность и моральные устои. Такие размышления в определённой мере циничны.

Сплин - видео клип "Праздник"

Кадр из клипа «Страшная тайна», где эстетично, романтично и обыденно показаны массовые самоубийства. На это тоже нужно закрывать глаза?

На основании чего Вы предлагаете оказывать Васильеву снисхождение? В чём его особенность? Из-за того, что он – публичная фигура, эстрадный исполнитель, или причина в том, что Александр Васильев – рокер? Это тем более не повод для скидок, он в полной мере ответственен за то, что несёт в массы.

Вы пишите: «Может быть, он только в самом начале своего пути к Богу». А, возможно, и нет. Лично я этого не знаю, Вы, полагаю, тоже. И раз мы с Вами не прозорливые старцы, ведущие людские судьбы и движения душ, будем лучше руководствоваться той объективной информацией, которая доступна обычному человеку. Биография, высказывания, дела, творчество и прочие проявления личности позволяют делать о ней соответствующие выводы, и последние вполне могут отражать реальность в зависимости от имеющейся информации и того, насколько верно они сделаны. Таким образом составляют представление о мыслителях, деятелях искусства и остальных; так и надо поступать. А строить догадки о людях, с которыми мы даже лично не знакомы, что те якобы неминуемо движутся к принятию Православия, чревато соблазнами: принятием своих домыслов и фантазий за реальность и деланием из человека потенциального христианина даже вопреки фактам.

Вы пишите, что путь к вере, бывает, проходит через «невероятные метания, сомнения и тяжелый душевный раздрай», и далее в данном контексте говорите про Васильева: «Он прошел через отчаяние и безысходность». Страдания и боль не обязательно являются знаком, что он или она на правильном пути. От боли человек может начать молиться, а может озлобиться на весь мир. В отчаянии он может зайти в церковь, а может подумывать о страшном непоправимом грехе – суициде. Сомнения, расстройство, отчаяние – это болото, откуда вылезают, иногда благодаря явному Божьему чуду, либо гибнут там навеки. Я бы остерёгся видеть в каждом страдальце тайного богоискателя. Некоторые люди пребывают в душевном аду благодаря своему образу жизни и мировоззрению. Они бы обрели покой и радость, если бы изменили себя и приняли Истину, но они сами этого не хотят.

Александр Васильев, пресс-конференция по поводу выхода альбома "Резонанс"

Александр Васильев на пресс-конференции

Вдобавок к вышесказанному, Ваш подход таит ещё одну опасность – попасть впросак. Нельзя забывать, что рок – часть массовой культуры, где зачастую настоящую личность исполнителя заменяет образ и имидж, а тексты пишутся согласно специфике выбранного жанра. И какова будет досада, когда после долгих наблюдений за выходом новых пластинок и интервью в надежде, что музыкальный деятель станет «более православным», внезапно выяснится, что песни вовсе не были исповедью души, а писались под определённую целевую аудиторию или в них даже не предполагалось никакого глубокого смысла. Тут нужен осторожный и критический подход.

В песне «Чудак» нет ни благоговения, ни даже уважения к Господу Иисусу Христу: «Шел чудак, / Раскаленному солнцу подставив нагретый чердак. / Шел чудак. За спиной его тихо качался рюкзак. / Шел домой, / Представляя, как все удивятся тому, что живой. / Что ничто не случилось такого с его головой». Эта пошлость никуда не годится! Из текста не вытекает, что Васильев воспринимает Христа как вочеловечившегося Бога. Ни слова о том, что приблизилось Царство Небесное и что на кресте произошло искупление всего человечества от греха, открывшее возможность для спасения. Иисус Христос принижен до уровня просветлённого блаженного чудаковатого проповедника высоких идеалов. Но не таков Христос. Давайте оставим благообразные разговоры, что «может быть, слова этой песни для кого-то… станут более понятными, чем молитвы на церковно-славянском». Слушатели «Сплина» не глупые и ограниченные. Они вполне могут открыть Евангелие, чтобы узнать о Господе Иисусе, вместо того, чтобы черпать сведения из художественных произведений низкого качества и очень сомнительного содержания.

Была бы огромная радость, если бы Васильев и другие стали православными христианами, однако решающий выбор в этом вопросе делает сам человек, и далеко не всегда люди выбирают путь Истины. Поэтому нужно трезво и объективно оценивать реальность, не предаваясь фантазиям и псевдоблагочестивому образу мыслей. Желаю Вам душевного здравия и выхода из того состояния, что Вы описали.

7 responses to “«Труден путь к Богу, и Александр Васильев из «Сплина» ещё, возможно, примет Православие»

  1. может быть, он только в самом начале своего пути к Богу…
    Богохульство, уныние ( сплин), суицидальные мотивы, разврат и т.д. — разве это путь к Богу? Или его начало? Начало пути к Богу — покайтеся! Дерево познается по плодам его. Этот критерий указал нам Сам Господь наш Иисус Христос. И с этим невозможно поспорить. В противном случае придется признать все эти СМЕРТНЫЕ грехи путем, ведущим в живот вечный. И согласиться с Шевчуком, сказавшем о себе и всей его компании, что идя таким вот путем, они «тащили души к Богу», от чего да избавит нас всех Господь! Считаю, что не следует брать на себя подвиг вымаливания рок-звезд, хотя бы даже одной из них. Не прогневать бы Господа такой молитвой. Они ведь грех проповедуют, Господа нашего хулят. Мерзость это! Бежать нужно от этого зла, гнушаться им, а не выискивать в этом кале нечто ценное и полезное.

    • «Начало пути к Богу — покайтеся!»
      Вот в чём никогда не понимал христианскую церковь — это в абсолютной узурпации истины! Да кто вам сказал, что вы единственно правые? Христос? Лож! Никогда он такого не говорил. Но беда в другом — вы судите, и называете себя последователями Христа: вот где Богохульство! Я не знаю, прав ли Александр Васильев в своём восприятии мира и Бога, но он искренен и честен. Вы можете признать за собой то же? Рад, если да…
      Вы считаете что рок-музыка несёт зло в мир, а мне сдаётся что зло — это отсутствие любви. Вот не любите вы людей и проявляете эту нелюбовь по вполне определённому признаку — приверженности к рок-музыке.

  2. Антон, отличная статья! Спаси Господи!

  3. Церковь никогда не узурпировала Истину. Она стоит в Истине. «Церковь есть столп и утверждение Истины,» — как сказал апостол Павел. Вы, уважаемый Антон, допуская существование нескольких истин ( кто вам сказал, что вы единственно правые?), вовсе отрицаете существование Истины.
    Нельзя назвать добром пьянство, наркоманию, блуд, самоубийство. Это — путь не к Богу, а в бездну адскую. Об этом говорит Церковь, об этом, уважаемый Антон, сказал нам Христос, Который есть «Путь, и Истина, и Жизнь». Да, именно так говорит Господь о Себе — «Я есмь Путь, и Истина, и Жизнь.» Почитайте Евангелие, прежде чем приписывать Христу молчание в таком важном для всех вопросе ( Никогда он такого не говорил, — утверждаете Вы).
    У каждого человека есть совесть. Скажите по совести — в названных нами пороках есть что-то доброе, ценное? Можно ли, прикрываясь любовью, называть зло добром, и наоборот? Имеем ли мы право выносить суждение по этому или по другим вопросам, давать однозначную нравственную оценку — добро/ зло?
    Церковь не молчит перед лицом неправды, а обличает зло. В этом — Любовь — сказать правду там, где изгнаны совесть, стыд, целомудрие, правда. Не молчать «во имя любви», не обманывать, не предавать Истину. И у каждого человека есть выбор. Но проповедь Евангелия, проповедь Христа начинается со слова ПОКАЙТЕСЯ, другим путем придти к Богу невозможно. Об этом тоже сказал Господь: Никто не приходит к Отцу, как только чрез Меня.
    К рок-музыке я не привержен.
    Благодарю авторов сайта за труд во славу Божию!

Оставьте комментарий